Пресс-секретарь президента России, комментируя сведения о приостановлении переговоров по "Турецкому потоку", заметил, что в процессе "нет новых элементов" из-за внутриполитических проблем Турции.
Как передает AZE.az, одним из ключевых этапов российско-турецкого диалога по реализации проекта "Турецкий поток" в этом году станет осенняя встреча президентов двух стран Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, о которой сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
"Двусторонний высший совет соберется осенью, на высшем уровне. Путин и Эрдоган встретятся, но, единственное, что они условились в ходе последнего телефонного разговора дополнительно согласовать время. Место тоже будет уточняться. Конечно, наверняка будут обсуждать и "Турецкий поток"", – приводит слова Пескова РИА Новости.
Пресс-секретарь президента России, комментируя сведения о приостановлении переговоров по "Турецкому потоку", заметил, что в процессе "нет новых элементов" из-за внутриполитических проблем Турции. "По "Турецкому потоку" нечего пока комментировать. Для того, чтобы такие проекты реализовывать, в Турции должен завершиться процесс формирования правительства. Поэтому мы достаточно терпеливо ждем", – сказал он.
Ранее глава Минэнерго Александр Новак опроверг слухи о заморозке проекта турецкой стороной. "У нас нет никаких официальных заявлений или обращений с турецкой стороны, мы продолжаем работу по межправсоглашению. И, насколько я знаю, турецкая сторона также продолжает рассматривать этот проект", – сообщил министр.
О том, что сейчас происходит вокруг "Турецкого потока", "Вестнику Кавказа" рассказал директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. В первую очередь он напомнил, что переговоры идут трудно из-за желания Турции ограничиться одной ниткой газопровода, обеспечивающей ее собственные нужды. "Как только заходит речь о других ветках и о том, что эти объемы нужно поставлять в Европу, начинаются разногласия, в том числе вызванные тем, что наши турецкие коллеги хотят в обмен на решение о строительстве трубопроводов и выдачу всех соответствующих разрешений получить более благоприятные условия поставок российского газа, то есть дополнительную скидку к той цене, по которой газ покупают турецкие компании", – отметил эксперт.
"При этом в последние годы уже были контрактные изменения в более благоприятную для турецких партнеров сторону. Они происходили вслед за изменениями контрактных условий с европейскими партнерами, ведь за последние 4-5 лет у нас было изменено более 60 контрактов. Происходило это на фоне высоких цен на нефть и вело в итоге ближе к спотовым ценам и снижению цены газа. Сейчас цены на нефть резко сократились, цены на газ, привязанные к ним, тоже упали, и теперь предоставление значительных скидок ведет к тому, что контрактная цена может уходить значительно ниже спотовых площадок а вот это уже движение не к справедливости, а в прямо противоположную сторону. Поэтому российская сторона достаточно осторожно относится к скидкам от первоначальной цены, так как они могут приводить проекты к убыткам", – пояснил разногласия по скидкам на газ Вячеслав Кулагин.
Эксперт подчеркнул, что России и Турции было бы проще договориться, если бы существовала уверенность в продолжении "Турецкого потока" в Европу. "Если бы обе стороны понимали, что газ, который подойдет к турецко-европейской границе, дальше найдет свое применение, если бы видели развитие инфраструктуры, все решалось бы куда проще. Но главная проблема по-прежнему остается: даже если мы реализуем "Турецкий поток" на полную мощность, будет ли покупатель у этого газа? Понятно, что какие-то объемы возьмет Турция, но те объемы, которые придут к европейской границе с отсутствующей инфраструктурой поставок этого газа дальше, просто физически не могут попасть на рынок стран потребителей. А кто-то эту инфраструктуру должен строить. В данном случае механизм "Южного потока", когда, фактически, эти трубы должны были укладывать "Газпром" вместе с европейскими партнерами, уже не работает, в рамках Третьего энергопакета эти проблемы должны решать сами европейские страны", – обратил внимание он.
Между тем реализация крупных инфраструктурных проектов в рамках "Третьего энергопакета" невозможна. "Действительно, "Третий энергопакет" предусматривает, что не забота поставщика газа этот газ транспортировать по территории Европы, это забота соответствующих европейских операторов. Все с этим согласны, но пока нет реальных механизмов, где взять деньги и обеспечить строительство этих мощностей. Решение этих сложных вопросов можно было бы упростить путем исключений, которые периодически предоставляются России, но понятно, что при нынешних отношениях России и ЕС какие-то исключения для этого проекта получить будет очень сложно. Достаточно посмотреть на ситуацию с OPAL газопровод, который очень долго работает на половину мощности, а обещания о запуске его на полную мощность уже больше года так и остаются обещаниями", – заключил Вячеслав Кулагин.