До президентских выборов в Азербайджане осталось чуть более года. Но уже сегодня можно однозначно говорить об апатии, возникшей в обществе относительно перспектив оппозиции на выборах 2008 года.
Дело том, что правящая партия контролирует не только все ветви власти, но и все сектора национальной экономики.
Сегодня многие аналитики задаются вопросом, почему в странах Восточной Европы и Прибалтики стало возможным установление парламентских республик и основ рыночной экономики, в то время как в России, в республиках Южного Кавказа и Средней Азии укреплялась президентская власть и этатизм в экономике?
Некоторые эксперты склоняются к тому, что в Украине и Грузии установилось демократическое управление государством и национальной экономикой. Но выводы делать преждевременно.
Не стоит забывать, что в Грузии весьма сильная президентская власть, а в Украине еще не ясен окончательный исход внутриполитической схватки. Маловероятно, что население обеих стран осознало и приняло европейские ценности.
В Азербайджане мало кто верит, что оппозиция может в течение года объединиться и, выдвинув единого кандидата, составить серьезную конкуренцию президенту страны Ильхаму Алиеву.
Оппозиция не имеет не только поддержку в азербайджанском обществе, но и в деловых кругах, которые верны нынешним властям. Фактически, в Азербайджане сложился государственный капитализм с национальным менталитетом.
Подобная модель отчетливо прослеживается и в России, и в странах Средней Азии, и Казахстане.
В Азербайджане 1-й этап социально-экономических реформ был реализован с 1994 по 1998 годы. Итогом активной работы международных финансовых институтов с азербайджанским правительством стала проводимая жесткая монетарная политика с наступлением на всевозможные государственные дотации.
Руководство страны не побоялось расформировать хлебного монополиста, коим был Государственный концерн «Азертахыл» с допуском на рынок частников, а также аннулировать льготный проезд в транспорте и т.д.
Вершиной данного сотрудничества стала разработанная первая Государственная программа по приватизации на период с 1995 по 1998 годы.
В рамках данной программы в частные руки должны были перейти все ведущие отрасли, такие, как нефтяная компания, производственные объединения «Азтелеком» и ПО «Бактелеком», танкеры и суда «Каспийского пароходства» и т.д.
Однако этого не произошло. В частные руки перешли тысячи крупных и средних предприятий, и десятки тысяч малых предприятий и объектов. Впрочем, не многие из переданных предприятий смогли восстановить производство.
Отсутствие свободных средств стало причиной того, что владельцы многих предприятий предпочли налаживанию производства продажу оборудования, а освободившееся территории сдали в аренду под складские помещения.
Сегодня данная тенденция принимает более изощренные формы, так как акционерные общества считаются ликвидированными, то вся территория продается для строительства очередного жилого дома.
Не меньшую угрозу национальной экономике республики представляет неэффективная совместная деятельность некоторых чиновников и иностранных инвесторов.
Сегодня вопрос стоит ребром: или некоторые отрасли отечественной экономики за гроши достанутся иностранным владельцам, или необходимо скорректировать курс 2-го этапа реформ.
Некоторые эксперты могут заявить, что как можно говорить о государственном капитализме, если 80% ВВП приходится на долю частного сектора.
Но в том-то и дело, что в нашей стране именно государственный капитализм и есть реальный хозяин собственности. Только стоит рассмотреть, какие отрасли находятся в руках государственных чиновников?
В первую очередь, государство практически полностью контролирует топливно-энергетический комплекс. Речь идет о Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР), которая занимается добычей нефти и природного газа. В том, что азербайджанскому правительству весьма комфортно работать в условиях государственного капитализма, говорит в частности позиция в сфере связи и телекоммуникаций.
Государство продолжает владеть контрольным пакетом акций Аzercell, АзЕвроТел и т.д., полностью владеет ПО «Азтелеком» и ПО «Бактелеком». Хотя данные компании еще десять лет тому назад должны были перейти в частную собственность.
Государство на сегодня является монополистом и в сфере коммунальных услуг. То есть, любой предприниматель, решив организовать свое дело, вынужден связаться с государственным монополистом в лице газовика, энергетика и представителя водной компании.
Азербайджанские чиновники полностью игнорируют требования международных финансовых институтов о необходимости передачи в частные руки распределительных сетей в коммунальной отрасли.
Особая речь о государственном контроле в аграрном секторе. Ожидавшееся процветание аграрного сектора многие связывали с началом раздачи земли в середине 90-х годов. Но ситуация в аграрном секторе оказалась более плачевна, чем с предприятиями.
Практически мы потеряли все технические культуры: табак, хлопок, виноград, чай и т.д. А ведь до начала реформ они давали до 40% ВВП, в настоящее же время вместе с лесным хозяйством – не более 5%.
Дело в том, что государство разорвало существовавшие связи между сельскохозяйственным производством и переработкой.
Правда, полки отечественных магазинов завалены чаем и сигаретами, но переданные в частные руки фабрики и заводы занимаются в Азербайджане лишь их расфасовкой. То есть, в страну привозят сырой материал и заполняют пакеты, в то время как в республике с каждым годом сокращаются посевные площади и соответственно сбор урожая ценных технических культур.
Но более всего удивляет политика азербайджанского правительства в отношении села. Вместо развития в сельской местности рыночных отношений, Кабмин создает государственные предприятия в лице Агролизинга, а также открывает очередную дотационную линию на сумму 80 млн. долларов с целью покрытия затрат сельчан на покупку горючего.
Говоря о возвращении государства в ту или иную отрасль, следует подчеркнуть, что с тактической точки зрения вышеуказанное возвращение может привести к оживлению отрасли. В частности, для возрождения аграрного сектора по некоторым подсчетам требуется инвестиций порядка 800 млн. долларов ежегодно.
То есть, под «соусом» продовольственной безопасности могут быть выделены огромные кредитные средства под символические проценты для возведения крупных парниковых хозяйств и животноводческих комплексов, оснащенных современным оборудованием.
Разумеется, со стратегической точки зрения, без финансовой поддержки крупные хозяйства будут обречены на вымирание. Но, к большому сожалению, Азербайджан вступил в эпоху крупных финансовых поступлений, и государственные средства будут вкладываться не только в строительство дорог, мостов, но и в коммерческие проекты.
Если сегодня это приобретение самолетов и танкеров, то завтра настанет пора для финансового рая других отраслей.
Самым ощутимым итогом проводимой политики в деле создания в стране государственного капитализма, можно по праву считать сохранение политической и финансовой стабильности.