Независимый Американо-иранский новостной портал Payvand опубликовал статью о сближении Ирана и Азербайджана.
Как сообщает AZE.az, портал пишет, что в течение шести лет между странами наблюдались напряженные отношения, но сейчас между Ираном и Азербайджаном наблюдается сближении, о чем говорят последние несколько поездок высокопоставленных иранских чиновников в Баку и азербайджанских министров в Тегеран. Это наглядная демонстрация факта, что оба государства хотят сотрудничать на новом уровне. Возможно, сближение произошло, так как обе страны столкнулись с угрозой собственной безопасности в лице одних и тех же врагов.
Портал отмечает, что после подписания соглашения по ядерной программе Ирана многие государства готовы сотрудничать с ИРИ, но президент страны подчеркивает, что Азербайджану будет отдано предпочтение. Хотя Иран выражает недовольство по поводу дипломатических отношений Азербайджана и Израиля, Тегеран готов налаживать как экономические, так и стратегические связи с Баку, пишет ресурс.
Профессор по международным отношениям Джорджтаунского университета Ширин Хантер считает, что две страны всегда старались не допускать большей напряженности в отношениях друг с другом, хотя существовали определенные противоречия. Баку
желает улучшить отношения с Ираном, так как, во-первых, связь с Нахчыванской Автономной Республикой возможна только через Иран, во-вторых, имея территориальный конфликт с Арменией, Азербайджану просто необходимы союзники в регионе, в-третьих, много азербайджанцев сможет поехать в Иран для лечения и по делам бизнеса.
Посол ИРИ в Азербайджане Мухсен Пакаина считает, что общая борьба с терроризмом и экстремизмом объединяет обе страны. Иран находится в достаточно серьезной ситуации, когда его южные соседи по Персидскому заливу не очень заинтересованы в сближении с ИРИ. А с Азербайджаном у Ирана есть возможность обеспечить безопасность границ государства и укрепить свои позиции в регионе.
Отметим, что главы Ирана и Азербайджана провели четыре встречи за девять месяцев в 2014 году, что еще раз подчеркивает преимущество дипломатических отношений над военными конфликтами.