Текущие отношения с Азербайджаном, например, включают в себя сотрудничество в сфере экономики, энергетики и транспорта. Безусловно, остается ряд проблем между двумя странами, однако очевидно, что лидеры обоих государств готовы идти на уступки друг другу для обеспечения полноценного сотрудничества.
Как передает AZE.az, турецкое издание Today’s Zaman пишет о том, сможет ли Турция одержать победу над Ираном в борьбе за влияние на Кавказе. Соглашение, достигнутое в результате переговоров между Ираном и «шестеркой» международных посредников, привело к обсуждению вопроса о том, будет ли ИРИ использовать свое влияние для того, чтобы закрепиться в Кавказском регионе. Кажется вполне возможным, что прагматичная политика Ирана в отношении Кавказа может измениться в ближайшее время в сторону роста экономического и стратегического влияния в регионе. Вероятнее всего, активность иранских политиков затмит пассивный подход Турции как в отношениях с Россией, так и в отношениях со странами Кавказа. Каковы же на сегодняшний день общие позиции ИРИ в регионе?
Текущие отношения с Азербайджаном, например, включают в себя сотрудничество в сфере экономики, энергетики и транспорта. Безусловно, остается ряд проблем между двумя странами, однако очевидно, что лидеры обоих государств готовы идти на уступки друг другу для обеспечения полноценного сотрудничества. В то же время, с 1990 годов Иран поддерживает высокий уровень отношений с Арменией. По мнению аналитиков, вероятнее всего, иранские лидеры сделают выбор в пользу укрепления отношений с Азербайджаном, а не с Арменией, однако на данный момент между государствами нет четко выраженных разногласий, зато есть ряд дорогостоящих совместных проектов, таких как строительство новых ГЭС, железнодорожных линий, автомобильных дорог, например, что очень важно, в первую очередь, для Еревана.
В отношениях с Грузией Иран делает упор на дипломатическое партнерство, а также поддержку разных этнических групп, проживающих на территории Грузии. В планах ИРИ переключить внимание грузинского руководства с Запада на себя, что в целом для страны будет иметь ощутимые преимущества в виде экономического и стратегического партнерства. Для Грузии Иран является и важным региональным партнером.
Таким образом, в то время как Турция теряет свой авторитет в регионе, не поддерживая партнерские отношения со странами Кавказа и Россией, Иран прилагает усилия для того, чтобы вести совместные проекты со всеми странами региона на самом высоком уровне. Подобная внешняя политика Ирана делает государство сильным игроком не только в регионе, но и на международной политической арене.
Американский исследовательский центр American Enterprise Institute, проанализировав текущее положение в Турции, пишет о том, что стране угрожает территориальный раскол. Малайзия и Сингапур, Эфиопия и Эритрея, Чешская Республика и Словакия, Югославия, Сербия, Черногория и Косово – все эти страны в свое время пытались отстоять свою территориальную целостность, но в результате согласились на разделение. По мнению экспертов, Турция может стать следующей в ряду этих государств. Турецкое правительство и турецкие дипломаты будут отрицать любую возможность того, что раздел – это возможное будущее Республики, а американские чиновники могут даже публично заявить о том, что подобный сценарий невозможен, однако та ситуация, которая сложилась сегодня в Турецкой Республике говорит об обратном, пишет Вестник Кавказа.
Вновь начавшееся противостояние с курдами играет против президента Эрдогана. В своем стремлении получить большинство в парламенте и подорвать авторитет Рабочей партии Курдистана (PПK), турецкое руководство не учло того факта, что подобные действия только укрепляет курдские позиции, в то время как авторитет самой Турции в мире стремительно падает. Политику турецких властей уже не поддерживают такие страны как Египет, Ливия, Палестинская автономия, Израиль, Сирия, Саудовская Аравия, ОАЭ и даже Саудовская Аравия. Отношения с Европой охладели еще раньше.
Новые парламентские выборы, запланированные на 1 ноября 2015 года, вряд ли можно будет назвать демократическими, и скорее всего, они не приведут к видимым изменениям ни в турецком обществе, ни среди турецкой политической элиты. Очевидно, что РПК завоевала поддержку всего юго-востока Республики. Харизматичный курдский политик Селахаттин Демирташ уже объявил о том, что курдское население требует автономии, вместо комендантского часа, введенного турецкими властями. Подобный конфликт внутри государства неизменно приводит к разделу, который может проходить десятилетиями, однако очевидно, что рано или поздно у курдов будет свое государство.