“Россия для русских, Москва для москвичей” — такие нацистские лозунги встречаются в столице на каждом шагу. Ну а пресловутое “понаехали тут” звучит из уст и далеких от тоталитарных идей горожан.
“Статус москвича определяется не национальностью, а тем, что человек сделал для города”, — считает глава Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексей Александров, что не мешает ему рассуждать об угодных или неугодных национальностях и указывать пальцем, как на изгоев, на выходцев из Кавказа и Средней Азии, сообщает Bakililar.AZ.
О том, какие меры принимает правительство Москвы, чтобы разрядить напряженную обстановку в городе, г-н Александров поведал в интервью корреспонденту “МК”.
— Алексей Олегович, как вы оцениваете общий настрой и отношение москвичей к приезжим? Нет ли, на ваш взгляд, угрозы межнационального конфликта?
— Угроза межнационального конфликта — это громко сказано.
Есть в столице определенные партии и движения, которые пытаются на межнациональной неприязни сколотить политический капитал. Есть СМИ, которые из мухи делают слона.
А тем временем наш комитет провел социологический опрос среди москвичей на тему “Считаете ли вы, что межнациональные отношения в столице напряжены?”
И каковы результаты? 60% ответили, что считают. Но в той же анкете уточнялось: “Были ли вы сами участником конфликтной ситуации?”
Только 14% ответили “да”. Получается, что оставшиеся 46%, не участвуя в этнических конфликтах, сформировали свое мнение на основе мифов и сплетен. (Удивительно наглое манипулирование данными опроса! Ведь спрашивали ВСЕХ москвичей и если считать, что практически все русские избежали этой проблемы, то получается, что у большинства нетитульных наций подобный опыт был, – примечание Bakililar.AZ)
Сегодня есть угроза другого характера: у коренных москвичей теряется роль лидера и ощущение хозяев города. (За такое замечание, работника мэрии Лондона или Парижа уволили бы сразу, как провоцирующую межнациональную рознь- примечание Bakililar.AZ).
Москва всегда была столицей многонационального государства, вместе с тем на обывательском уровне укоренилось утверждение: “Это наш город! Город русских!” То есть многонациональность просто откидывается.
Однако последняя перепись населения показала, что за 13 лет (1989—2002 гг.) численность китайцев на территории Москвы возросла в 35 раз, вьетнамцев — в 14, таджиков — в 12, чеченцев — в 7, молдаван — в 5, азербайджанцев — в 5, армян и грузин — в 2,8, корейцев — в 2,3 раза. Правда, по данным последней переписи, 85% населения Москвы назвали и считают себя русскими.
Еще одна грань: по нашим опросам, отношение к таджикам, узбекам и киргизам в последнее время улучшилось.
Почему? Просто москвичи к ним присмотрелись, и оказалось, что живут они тихо, никого не беспокоят, а дворы и улицы убирают на совесть. И самое главное, на роль хозяев города совершенно не претендуют.
А вот азербайджанцы по-прежнему находятся на пике неприязни у коренного населения. Точнее, не они конкретно, а “лица кавказской национальности”.
Но что парадоксально, под это определение попадают и граждане РФ — весь Северный Кавказ. Таким образом, мигрантофобия носит выборочный характер.
— И все-таки учеными доказано, что если порог приезжих превышает 15—20%, то это неизбежно вызывает напряженность в отношениях с местным населением. Какой процент приезжих в столице?
— Да, есть так называемые пороговые цифры, по одним исследованиям — это 15%, по другим — 17 и 24%.
Важно другое: что мы включаем в эти 15—20%? Во-первых, как я уже сказал, больше 85% коренного населения столицы считают себя русскими. Теперь относительно численности приезжих в Москву. Процент мигрантов из Литвы вас волнует? Из Белоруссии, Украины? Нет, вас скорее будет волновать процент приезжих из Средней Азии и Закавказья. Именно эта группа мигрантов вызывает настороженность.
Но ведь самые крупные диаспоры в Москве — татарская, украинская и белорусская. К ним нет неприязни, с ними прекрасно уживаются москвичи. А на выходцев из других регионов приходится совсем маленький процент.
Кстати, по другим нашим исследованиям, на юго-востоке и юге столицы жители более агрессивны к иностранцам. Там рассуждают по принципу: работа низкооплачиваемая, плохие условия жизни, ребенок в вуз поступить не может, да еще и вы тут! А вот в более благополучных районах — на западе, юго-западе, северо-западе — к мигрантам относятся терпимее.
— В столице реализуется целевая программа межнациональных отношений. Более того, уже готовится новая программа на ближайшие несколько лет. В чем особенности нового проекта?
— Старая программа реализована практически на сто процентов. Сегодня мы готовим новый проект, о котором вы упомянули. Его рабочее название “Москва — столица многонационального государства”. В чем суть проекта? В столице живут представители 168 национальностей, но Москва — это не совокупность диаспор, а город москвичей. И статус москвича определяется не национальностью, а тем, что он сделал для города.
Основная проблема напряженных отношений — в низком уровне образования, в широком смысле этого слова. В новой программе мы настаиваем на введении в школах уроков народоведения, где изучались бы традиции и культуры народов мира. Уже подготовлены первые учебники по истории основных религий. Будут создаваться фильмы о москвичах разных национальностей, которые прославили столицу — о Быстрицкой, Джигарханяне и других. С плакатов на улицах эти же люди будут призывать горожан к терпимости.
Гастарбайтерам будут рассказывать о правилах московского быта их же земляки, которые уже стали москвичами. Мы заключили договор с национальной культурной автономией азербайджанцев. В сентябре открываем курс занятий для приезжих из Азербайджана.
Еще одна проблема — Интернет. В Мировой паутине любой пользователь запросто может натолкнуться на нацистские сайты. С экстремизмом нужно бороться, нужно разрушать стереотипы. Как? Мы, например, собрали в одном помещении агрессивно настроенную молодежь и азербайджанцев. Подростки утверждали, что русские земли только для русских. Тогда азербайджанцы попросили показать на карте границы России. И что оказалось?
Что показать границы РФ — проблема; а то, что Кабардино-Балкария уже 450 лет добровольно входит в РФ, Якутия порядка трех веков, Республика Алтай 250 лет в составе России, вообще явилось для них новостью. Мы веками жили вместе, у нас единое развитие, менталитеты приближены друг к другу. И как можно утверждать, что Россия для русских?
Добрая половина подростков после той встречи задумались. Я еще раз повторяю, главная причина агрессии — низкий уровень культурного образования и воспитания. Поэтому в новую программу включены мероприятия, которые должны объединять молодежь всех национальностей. Чем отличается рок-музыка русского народа от любого другого национального рока? Почему бы не провести этнический рок-фестиваль? Или фестиваль национальных видов единоборств “Удаль молодецкая”? Эти и другие мероприятия включены в новую программу, так же как и международный конкурс “Высокая мода национального костюма”, развитие национальной футбольной лиги и многое другое.
Или еще такой проект в московском Доме национальностей — “Московские семьи”. Это татарские, белорусские, украинские семьи, которые рассказывают об особенностях своей культуры, быта, ставят небольшие тематические сценки.
— Слышала, что вы давно сотрудничаете с Германией по вопросам миграции. Что дает нам этот опыт?
— Сравнивать два опыта сложно, потому что первопричины трудовой миграции разные. В Германии сегодня большие проблемы с приезжими из Турции. Они селятся анклавами, конфликтуют с местным населением.
Поэтому там очень жесткие условия, и поток приезжих ограничен.
В Москве другая ситуация, к нам едут на временные заработки. Почему у нас с бывшими странами СССР безвизовые отношения? Потому что мы были в одном государстве не год и не пять лет, и это было добровольное объединение. Наши мигранты из безвизовых стран близки москвичам по духу и мировоззрению, но едут в столицу на временные заработки. Если столице нужны постоянные рабочие, нужно создавать такие условия, чтобы люди оставались жить в Москве.
В таком случае иностранцы должны приезжать с семьями, при этом детей нужно сразу определять в школу и воспитывать так, чтобы они стали полноценными гражданами России. Чтобы выработать эту концепцию, важно учитывать западный опыт. Но идти своим индивидуальным путем развития.