Азербайджанские проекты являются для Греции важным стратегическим активом, который можно направить на благо дальнейшего развития экономики страны.
Как передает AZE.az, вторые за год парламентские выборы в Греции стали повторением первых, январских. Победу как под копирку одержали левые радикалы. Партия «Сириза» во главе с Алексисом Ципрасом получила более 35 процентов голосов избирателей и теперь сформирует коалицию с партией «Независимые греки». Об этом пишет Trend.
Второе пришествие «левых», тем не менее, может в корне отличаться от первого. Особенно это касается экономики и энергетических проектов, в которых заложена главная точка соприкосновения Греции и Азербайджана. Поэтому главный вопрос сейчас: чего ждать от греческих выборов в отношении азербайджанских энергетических проектов.
В январе «Сириза» пришла к власти на энтузиазме, громких обещаниях и лозунгах. Кроме того, новое правительство пыталось маневрировать и вести довольно неопределенную политику по отношению к главным азербайджанским энергопроектам в Греции: строительству Трансадриатического газопровода (TAP) и сделки по приобретению компанией SOCAR (Госнефтекомпанией Азербайджана) 66-процентной доли в греческом газовом операторе DESFA.
Касательно TAP греки намекали то на получение большего объема дивидендов, то вообще отдавали предпочтение российскому проекту «Турецкий поток», а касательно сделки по DESFA последовала попытка пересмотреть существующие договоренности и уменьшить долю, приобретаемую SOCAR до 49 процентов.
Однако в обоих случаях попытка надавить на Азербайджан закончилась провалом, и Ципрас наверняка извлек из этого кое-какие уроки.
Более того, на сей раз политика нового правительства фактически предопределена условиями соглашения Греции с ее кредиторами в рамках третьего пакета экстренной финансовой помощи и особых возможностей для маневрирования у греков уже не будет. Переговоры по проекту «Турецкий поток» временно заморожены, в то время как по TAP уже вовсю идут активные работы и заключаются контракты. Это делает TAP пока единственным реальным вариантом для Греции играть какую-то роль в альтернативных российским поставках газа в Европу, а за этой ролью стоят и экономическое благополучие, и определенный политический вес.
Что же касается сделки по DESFA, то тут Греция сама практически не играет никакой роли. Сделка находится на рассмотрении в Директорате Европейской комиссии по конкуренции и только там может быть принято какое-то решение по ней. Более того, сама SOCAR, по словам ее президента Ровнага Абдуллаева рассчитывает на приобретение именно 66-процентной доли, то есть той части, по которой проводился тендер, честно выигранный азербайджанской компанией.
Тогда же Абдуллаев добавил, что переговоры по этому вопросу были заморожены до проведения в Греции парламентских выборов, так что, по сути, это второй шанс для правительства Ципраса не ударить в грязь лицом в вопросе переговоров по приватизации газового оператора, столь важной для Афин.
В целом же, в такой ситуации азербайджанские проекты являются для Греции важным стратегическим активом, который можно направить на благо дальнейшего развития экономики страны. Новому греческому правительству останется только этой возможностью воспользоваться.
