Министр энергетики России Александр Новак вновь огорчил россиян, сообщив, что межправительственное соглашение по проекту газопровода «Турецкий поток» требует доработки, а окончательные договоренности будут после формирования нового правительства Турции.
Как передает AZE.az, все происходит так, как изначально прогнозировал haqqin.az, то есть проект, строительные работы в рамках которого должны были начаться еще в июне этого года, откладывается с каждым разом на неопределенное время. Как видно из заявления российского министра, о сроках начала строительства речь уже не идет. А вспомните, как российская сторона пыталась форсировать события в начале годы. По словам московских чиновников, уже в следующем году Турция должна была получить первый газ в рамках этого проекта.
А теперь Новак говорит уже только о «доработке межправительственного соглашения» по проекту газопровода. Поняли, наконец, что без наличия такого соглашения вести строительные работы нельзя. А потом потребуются еще проектные разработки, технико-экономическое обоснование, согласование строительных и экологических вопросов с местными властями, процедура выкупа земли под трубопровод… Одним словом, все должно быть, как говорится, у нормальных людей, а не наоборот. Но все это потребует немало времени, что заставит Москву отказаться от своего плана блицкрига.
И вот уже сколько месяцев российский проект застыл в ожидании парламентских выборов в Турции. В то же время эти выборы не отражаются на ходе строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP). Более того, президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Азербайджан и Турция ускорят реализацию проекта строительства TANAP. И это уже не первое заявление турецких властей. Подобные мысли высказывали и премьер-министр страны, и министр энергетики и природных ресурсов (как бывший, так и нынешний), отличающиеся большой осторожностью в своих высказываниях по поводу «Турецкого потока».
Почему мы проводим такую параллель между двумя разными проектами? А все очень просто. И «Турецкий поток», и TANAP имеют общую конечную точку – турецко-греческую границу. А это объясняет желание Баку и Москвы первым достичь этой точки, так как именно победителю этого сложного политико-экономического марафона будет обеспечен первый доступ на желанный газовый рынок Европы. То есть, в данном случае SOCAR и «Газпром», тесно сотрудничающие долгое время на Кавказе, являются в данном регионе конкурентами со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Суть дипломатических газовых заявлений Анкары и Москвы, видимо, раскусили и соседние страны. После некоторого перерыва, связанного с нерешенностью данной ситуации, руководители Болгарии, Сербии и других заинтересованных стран вновь заговорили о приоритете альтернативного азербайджанского газа. А руководство Греции, решившее в начале года получить от Баку больших дивидендов, после повторных парламентских выборов изменило свою позицию до неузнаваемости. Кстати, госсекретарь США Джон Керри в ходе недавней встречи с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом и главой МИД Никосом Котзиасом прямо заявил им, что проект Трансадриатического трубопровода (TAP – продолжение TANAP в Европе) имеет стратегическое значение. Он также отметил значение интерконнектора между Грецией и Болгарией, первую идею о котором подал президент Азербайджана Ильхам Алиев.
И совсем уж неожиданно прозвучало заявление председателя правления германо-азербайджанского форума (DAF) Ганса-Эберхарда Шлайера. По его словам, проекты TAP и TANAP позволят странам Западной Европы, в том числе и Германии, чувствовать себя более независимыми в энергетическом плане. Обратите внимание: если до сих пор доставкой азербайджанского газа в Юго-восточную Европу интересовались страны в основном этого региона, то теперь интерес к проекту проявляют и страны Западной Европы.
Но что говорить об отдельных странах Евросоюза, если так же настроен руководящий орган этой организации – Еврокомиссия. Так, скажем, можно назвать заявление вице-президента Европейской комиссии Мароша Шефчовича о готовности ЕК оказать поддержку строительству TANAP (переговоры между Турцией и ЕС по обсуждению строительства TANAP должны начаться в начале октября).
А в чем заключается эта поддержка, нетрудно понять по сообщению Европейского инвестиционного банка о возможности выделения 2 млрд. евро для проекта TAP, который включен в список 33 приоритетных энергетических проектов Еврокомиссии. Банк напоминает, что Еврокомиссия подчеркивает общее позитивное воздействие на ЕС строительства газопровода, так как это отвечает европейской политике диверсификации газовых источников, маршрутов и контрагентов. Сегодня ЕИБ рассматривает возможность выделения кредита, пока он не утвержден Советом директоров. (ЕИБ – государственное финансово-кредитное учреждение Евросоюза для финансирования развития европейских регионов в форме долгосрочных кредитов. Создан в 1958 году с целью предоставления кредитов для сооружения и реконструкции объектов, которые представляют интерес для стран ЕС).
И тут следует подчеркнуть, что речь идет о той самой Еврокомиссии, которая уже погубила проект «Южный поток», мягко говоря, не поддерживает «Турецкий поток», и всячески старается сохранить прежний маршрут доставки российского газа в Европу через Украину. И думается, что не стоит искать дополнительных возможностей ЕК для решения судьбы того или иного проекта, имеющего важное значение для региона. А важность тут налицо – ЕС нужны альтернативные источники газа, чтобы избавиться от зависимости от российского топлива. Вот почему российскому проекту закрывают все пути, а азербайджанский – продвигается с опережением графика.