Как силовики уничтожили бизнес экс-руководителя Каспара

В январе 1990 года бесстрашный руководитель крупнейшего транспортного предприятия Азербайджана смог предотвратит переброску в Баку большого числа советских военных и боевой техники.

Как передает AZE.az, сидит в приемной haqqin.az пожилой, повидавший многое человек, и спокойным голосом рассказывает свою историю. Многое пережил за свои семь десятков лет Ариф Гасанов. Бакинцы старшего поколения, может, и успели уже позабыть его имя, но достаточно напомнить, что именно по его приказу 20 января 1990 года и в последующие страшные для Азербайджана дни все гражданские суда Каспара перекрыли пути советским боевым кораблям и обеспечили безопасность города с моря. После этого напоминания многие, наверное, вспомнят, как эти суда не давали «доблестным советским войскам» вывезти в море многочисленные трупы безвинно погибших мирных жителей – одних из первых шехидов Азербайджана. Памятны и тревожные гудки, которыми суда Каспара провожали в последний путь шехидов.

Но мало кому до сих пор известно, что именно по приказу Арифа Гасанова, исполнявшего тогда обязанности начальника Каспара, суда даже в далеких от Баку портах были поставлены еще до 20 января на ремонт, хотя в этом и не было нужды. Ариф муаллим по своим каналам узнал, что их собираются использовать для переброски войск и боевой техники в Баку. Все мы знаем, как в те годы наказывали за непослушание, но чтобы саботировать действия военных – такое никому и в голову не пришло бы. Но бесстрашный руководитель крупнейшего транспортного предприятия Азербайджана пошел на столь отчаянный шаг, чем предотвратил переброску в Баку большого числа военных и боевой техники. В противном случае нас могли бы ожидать куда большие потери.

Но это все осталось в истории, а для некоторых чиновников и блюстителей закона она – эта история, видимо, и не знакома, но по злой иронии судьбы они сегодня решают судьбы людей. А как они ее решают, Ариф муаллим убедился лично, и это его очень разочаровало. Органы, которые по его убеждению должны стоять на страже закона, защищать элементарные права людей, в том числе и предпринимателей, поступили с ним так коварно, что чуть не сломили (но еще не сломили) даже этого переборовшего все трудности жизни человека. Да, судьба настоящего героя, буквально грудью загородившего путь в Баку сотням советских спецназовцев и танков, уперлась в преступную стену, которую воздвигли на его честном пути уже некоторые азербайджанские силовики.

Еще в 1996 году, почувствовав усталость от долгих годов напряженной работы, Гасанов открыл свое дело, создав компанию Texmarin Ltd по ремонту судов. Дело было знакомое, он мог с закрытыми глазами сказать, что и на каком судне следует заменить, отремонтировать, наладить. А чтобы было легче работать, пригласил в помощники шустрого молодого человека, который в последнее время так и маячил перед его глазами – Сахраба Аллахвердиева. Предложил ему сначала 10, а затем и все 50% долевого участия.

Опытный мореход не ошибся в выборе направления деятельности, да и помощник его вначале вполне устраивал. Дела шли неплохо, прибыльность предприятия росла, рос и его имидж. Однако с начала двухтысячных он стал замечать у своего заместителя новые замашки, явно не соответствующие его заработку. Стал заново пересматривать финансовые документы, но в них все было чисто. И тогда в его голову закралась мысль: а не обманывает ли его Сахраб через компании, суда которых здесь ремонтируют?

Пусть не кажется читателю, что проверить такие факты легко. Конечно, можно было просто вызвать Сахраба на ковер, высказать ему все открыто в лицо и распрощаться. Но документов, хоть как-то показывающих нечистоплотность своего заместителя, у него не было. А тот в последнее время как раз стал хорохориться новым родством с Гаджи Ибрагимом Нехрамли и хорошими связями, в том числе и в правоохранительных органах. Долго пришлось искать пути и методы, чтобы докопаться до истины, и предчувствие не обмануло его.   

Вышел Ариф муаллим на весьма сложное, построенное со знанием дела, преступление международного характера. Даже поверхностное ознакомление с представленными им документами показывает, что речь идет о миллионах долларов, незаконно полученных у транспортных компаний, скрытых от налогов, которые пройдя через оффшорные зоны, оказались на индивидуальных счетах отдельных лиц.

Представьте себе, что Сахраб Аллахвердиев умудрился создать на оффшорах компанию почти с идентичным названием – Texmarin AS Ltd. Такая схожесть названий подобрана была не случайно. После этого Сахраб, наладив какие-то связи (Гасанову они не известны) с компаниями-заказчиками, посылал им в дополнение к подписанному Гасановым законному контракту перечень дополнительных работ, которые «также необходимо выполнить». Такое в судоходстве практикуется, и на первый взгляд ничего криминального в этом нет. Но если основной контракт подписывался гендиректором Texmarin Ltd. Арифом Гасановым, то дополнение к основному контракту подписывал директор Texmarin AS Ltd. Сахраб Аллахвердиев. Более того, если объем работ по основному контракту оценивался, скажем, в полмиллиона долларов, то дополнение к этому контракту оценивалось в 1,5 миллиона долларов, а то и больше. Сколько Сахрабу удавалось выбивать у заказчиков, пока неизвестно, но после «оффшорной очистки» на его счете в латвийском банке оседали солидные суммы.

Вот всего несколько примеров. По основному контракту работающая в Туркменистане компания GAC Vatint S.A. перечислила Texmarin Ltd за ремонт судна NARWAL 193,649 тыс. долларов. А липовая Texmarin AS Ltd (Аллахвердиев Сахраб) получила за «дополнительные работы» по семи инвойсам всего 388,515 долларов. По судну MARAL эти суммы составили соответственно 315,790 тыс. и 602,737 тыс. долларов. А чтобы избавить читателя от нагромождения столь больших сумм, просто отметим: всего за «дополнительные работы» по 4 судам фирме Сахраба удалось получить более 1,5 млн. долларов за непроведенные работы. Еще столько же ему удалось прикарманить за дополнительные работы к контракту за ремонт судна CAMAL. Всего получается более 3 млн. долларов за «дополнительные работы» по пяти судам, но еще по семи контрактам таких данных получить не удалось. «Хотя они есть, точно», – утверждает Гасанов.

Да, получить копии таких липовых оплат (инвойсов) от заказчиков Гасанову удалось не на все контракты, но имеющихся на его руках уже достаточно, чтобы этим заинтересовались соответствующие органы. Но каково же было удивление Арифа муаллима, когда в ответ на имеющиеся у него доказательства в правоохранительных органах все дело повернули против него же самого. Вместо того, чтобы заинтересоваться миллионами долларов, поступившими на личный счет Сахраба Аллахвердиева, здесь у Гасанова отобрали все сбереженные на черный день немалые деньги, а его офис и автомобили передали Сахрабу и потребовали, чтобы Гасанов выплатил ему еще 130 тыс. манатов. 

Вот как «справедливо» решили дело. Но Ариф муаллим не пал духом. Правда, все эти долгие и неприятные выяснения отношений, чередующиеся угрозами и пасквилями, не обошлись бесследно: сын его получил инсульт и сегодня отец больше всего беспокоится именно его за его жизнь, сам Гасанов перенес несколько операций, да и жена приболела. Но разве может все это сломить человека, который в отличие от кабинетных оперов с честью защищал свой народ от озверевшей советской армии?

И Ариф муаллим оказался в Главном управлении по борьбе с коррупцией при генпрокуроре Азербайджана. Прокуроры вначале рьяно взялись было за дело, но вскоре открыто намекнули, что не могут вмешаться в это дело. А на призывы Гасанова соблюдать законность потребовали, чтобы он предъявил им не копии, а оригиналы тех самых инвойсов, по которым Аллахвердиев перевел на свой счет миллионы долларов. А тут уже наш герой не выдержал и взмолился: «Помилуйте, да разве я могу достать оригиналы финансовых документов?! Да еще в чужой стране. Это же ведь ваша прерогатива!». Но разжалобить прокуроров такие жалобы не смогли: давай оригиналы – и все.

Слушаешь Гасанова, листаешь все эти копии инвойсов и диву даешься. Как люди, призванные по долгу своих служебных полномочий защищать людей от любых покушений на собственность граждан и государства и получающие за это приличную зарплату за счет наших с вами налогов, так грубо могут их нарушать? Ведь сколько денег, минуя азербайджанские банки, оказалось на счету Сахраба в Латвии, сколько денег потерял бюджет страны только в виде налогов, сколько их недополучили фонды социальной защиты населения, сколько работ можно было провести за скрытую от закона сумму законным образом?

Мы уж не говорим о том, сколько потеряли другие страны за то, что от них незаконным образом уплыли в оффшоры крупные суммы, и сколько получили в результате фирмы-заказчики в виде откатов. Ответы на все эти вопросы может дать только следствие, но его, видимо, совершенно не интересуют вопросы экономической безопасности страны, обеспечения защиты законных интересов частного бизнеса. К сожалению, порой некоторые чиновники свои интересы блюдут выше чем государственные, не говоря уже о каких-то простых смертных.