По сравнению с Арменией членство в ЕАЭС для Азербайджана может оказаться выгодным. Если в Баку примут хорошую экономическую программу и внедрят реальные инструменты, то учитывая близость Турции, можно неплохо заработать, считает казахстанский эксперт.
Как передает http://esig.net.ua, время от времени кто-либо из властных структур Азербайджана как бы вскользь бросает, что Азербайджан, может, и вступит в ЕАЭС, хотя возможны и другие формы интеграции. Каждый такой намек вызывает новую дискуссию в Москве и переполох в Ереване.
У Азербайджана издавна имеются достаточно налаженные торговые связи с двумя ключевыми членами ЕАЭС – Россией и Казахстаном. Поэтому Haqqin и попросил именно казахстанского эксперта – экономиста и журналиста Аскара Умарова выразить свое мнение по этому волнующему многих вопросу.
– Заместитель министра экономики и промышленности Азербайджана Севиндж Гасанова на встрече с представителями российских СМИ заметила, что Азербайджан допускает возможность участия в ЕАЭС. Полагаете, это соответствует действительности или не более чем реверанс в сторону россиян?
– Мне кажется, это был скорее вежливый дипломатический оборот, направленный на то, чтобы снять реакцию. Это показывает, что Азербайджан только изучает вопрос, а не готовится вступить в ЕАЭС. Тем более, что вброс был сделан на уровне заместителя министра. Сейчас, наверное, ряд азербайджанских аналитиков скрупулезно изучают реакцию разных лиц и сторон.
– Выгодно ли Азербайджану членство в ЕАЭС?
– На фоне снижения цен на основной экспортный товар Азербайджана – нефть, естественно, придется искать новые возможности зарабатывания денег. Среди прочих – продажа электронных сигарет http://esig.net.ua/kanger-subox-mini-50-kupit-elektronaya-sigareta.html – которые могут существенно повысить бюджет страны. По сравнению с Арменией членство в ЕАЭС для Азербайджана может оказаться выгодным. Если в Баку примут хорошую экономическую программу и внедрят реальные инструменты, то учитывая близость Турции, можно неплохо заработать. К примеру, турецкие инвесторы создают в Азербайджане заводы и беспошлинно поставляют продукцию в Россию.
Либо просто Азербайджан зарабатывает на реэкспорте в Россию. Плюс еще фактор уже традиционных поставок в Россию азербайджанской плодоовощной продукции, а теперь еще и на беспошлинной основе.
Но это теоретически так кажется, на практике же все гораздо сложнее и имеет вызовы и риски. Есть мнение, что ЕАЭС – организация еще не до конца состоявшаяся, где наблюдается конфликт между геополитическими устремлениями правящего режима в Москве и желанием Астаны и Минска создать нормальную зону свободного перемещения товаров. За короткий период существования ЕАЭС мы уже наблюдали не одну торговую войну между странами-участниками. Состояние данного союза можно понять, просто посмотрев статистику по внешнему торговому обороту между Казахстаном, Беларусью и Россией. Это открытые данные, и сухие цифры говорят сами за себя.
Так что, повторюсь, в отношении Азербайджана теоретически есть и определенные выгоды, и определенные риски, но нужно в первую очередь обращать внимание на практическую сторону.
– Заявление замминистра экономики Азербайджана вызвало обеспокоенность у армянской стороны, которая уже поспешила заявить, что Азербайджан может стать членом ЕАЭС только с согласия всех членов организации. Хотя всем понятно, в том числе и самим армянам, что в этом союзе все решает только Москва.
– Вес Армении в ЕАЭС мизерный, и все понимают, даже в Ереване, что эта страна оказалась в данной организации только из политического желания Москвы. Страны-участницы вряд ли видят в Армении какие-либо экономические выгоды. Покупать там нечего, продавать что-то туда невыгодно. Сравните объективно внешнеторговые обороты России с Арменией и России с Азербайджаном – выводы будут явно не в пользу Еревана. Поэтому зачем поднимать шум из-за подобных заявлений из Армении? В Ереване всегда будут выражать негатив в отношении Баку, потому что находятся с вами в открытом вооруженном конфликте.
Если гипотетически предположить, что Азербайджан вступил в ЕАЭС, то как вы представляете две, по сути, воюющие страны в одном, пусть экономическом, но союзе? Это не мертвый СНГ, здесь действуют правила, которые, несмотря на некоторые трения между участниками, все же преимущественно выполняются. Вы можете представить беспошлинный ввоз в Армению «Азерчая» напрямую из Ленкорани? Или инвестиции «Крал» в строительство в пригороде Еревана цеха по розливу гранатового сока, где директором будет геранбоец или уджарец, которому в рамках ЕАЭС можно работать в любой из стран-участниц без трудовой квоты? Конечно, труд в Армении более дешевый, чем в Азербайджане, но представить ведь такое сотрудничество очень сложно!
Хотя, если предположить открытое движение капиталов между Арменией и Азербайджаном, то Баку может просто экономически поглотить Ереван вместе с Ханкенди. Точно так же, как армянские рынки зачастую сейчас наполнены контрабандной турецкой и иранской продукцией. Объективно одна большая экономика при созданных условиях поглотит меньшую экономику. А простое население, получая работу и зарплату, качественную продукцию, не будет задумываться над тем, платит им Баку или Ереван.
Тем не менее, повторюсь, что такой расклад на сегодня невозможен.
– Как возможное сотрудничество Азербайджана с ЕАЭС отразится на отношениях Баку с Западом? Приведет ли это к еще большему охлаждению в отношениях?
– Причина охлаждения отношений с Западом далеко не в сотрудничестве с ЕАЭС, и в Азербайджане это прекрасно знают. У Казахстана же не охладились эти отношения, даже, напротив, недавно наш президент совершил плодотворный визит во Францию, а на днях к нам приезжает госсекретарь США. ЕАЭС не рассматривается на Западе как некая угроза, тем более что Казахстан, Кыргызстан и Россия, несмотря на некоторые ограничительные нормы ЕАЭС, при этом являются членами ВТО.
– Думаете, потепление в азербайджано-российских отношениях и возможное вступление Азербайджана в ЕАЭС помогут вернуть нам Карабах?
– Мое личное мнение – Азербайджану вернуть Карабах никто, кроме самого Азербайджана, не поможет.