Министр энергетики и вице-премьер Грузии в одном лице Каха Каладзе провел тайные переговоры с главой «Газпрома» Алексеем Миллером о дополнительных поставках российского газа в эту страну.
Это стало известно общественности, что привело к резким выступлениям против таких переговоров как в самой Грузии, так и Азербайджане, десятки лет обеспечивающем эту страну газом по самым низким ценам. После этого тон Каладзе вроде изменился, но заговорили другие грузинские политики (вплоть до отставного Михаила Саакашвили) и экономисты, пытаясь доказать, что усиление конкуренции на газовом рынке этой страны лишь поспособствует снижению цен на внутреннем рынке.
Доля правды в этих выступлениях, конечно, есть. Диверсификация источников газа, безусловно, вещь полезная. Давайте подойдем к этому вопросу без особых расчетов и политических амбиций, поставив окончательную точку в нем. Сегодня на грузинском рынке есть в основном азербайджанский и в незначительной степени российский газ, идут разговоры и о поставке иранского газа, причем не исключается, что через территорию Армении.
И какой из них, по вашему мнению, может продаваться здесь дешевле других? Конечно же, азербайджанский! Разобраться в этом не сложно. Российский газ из Сибири или с Крайнего Севера сам по себе дорогой, да еще транспортировка на тысячи километров. Он просто не может конкурировать с азербайджанским газом, источник которого отстоит от Грузии всего на 500 километров. Чтобы понять это, не надо быть ни великим математиком, ни великим экономистом.
Но грузинский министр понять этого не может, или не хочет. Теперь он ухватился еще за иранский газ. По словам Каладзе, отношение к Ирану в настоящее время изменилось, и можно ввозить и вывозить как электроэнергию, так и природный газ. Он отмечает, что Иран является очень интересным рынком.
«Известно, что к этой стране уже другие настроения. Мы максимально должны использовать местоположение нашей страны и максимально использовать ресурсы той страны, есть возможность ввозить или вывозить электроэнергию в направлении Ирана, через Армению, а также природный газ, и нам предстоит больше поработать над этим», – заявил Каладзе.
Простите, но это уже не «заговор против SOCAR в Грузии», как окрестили наши СМИ первое заявление Каладзе о переговорах с «Газпромом». Это уже открытый вызов Азербайджану и Турции – стратегическим партнерам Грузии с 90-х годов прошлого века. Ведь все международные и региональные энергетические, транспортные и прочие проекты до сих пор осуществлялись именно этими тремя странами, а Армения оставалась «вне игры». Но, видимо, времена изменились, меняется расстановка сил в регионе, а это, в свою очередь, требует передела сфер влияния.
Еще раз хочется повторить: российский «Газпром» в Грузии присутствует давно, отсюда его вытеснять никто и не думает. Но вот Иран – это уже новая тема. Его газ по большому счету Грузии не нужен, так как единственный реальный путь его транспортировки сегодня лежит через Азербайджан. В Армению из этой страны проложен не отличающийся особой мощностью газопровод, но его еще надо дотянуть до Грузии по сложному рельефу, для чего нет денег ни у Ирана, ни у Грузии, ни у той же Армении. Да и зачем тратить такие деньги, если Грузии для этой цели нужно-то всего 300-400 млн кубометров газа. Речь идет о коммерческом газе, так как транзитный азербайджанский газ передается Грузии бесплатно, а социальный –по бросовой цене, ниже которой ни Иран, ни Россия свой газ давать не будут.
Значит, этот газ нужен не для Грузии (да и нужны ли ей дополнительные объемы газа вообще?), да и Ирану нет резона идти на такие расходы из-за мизерных объемов газа. Может, действительно речь идет о транспортировке иранского газа в Европу через Армению, Грузию и Черное море? Эти страны могут быть заинтересованы в таком маршруте, но причем же тогда «Газпром»? Почему на газовом рынке Грузии вдруг все так переменилось?
Ответ на этот вопрос, думается, лежит намного глубже, чем может показаться. Вспомним, как «Роснефть» в начале этого года приобрела 49% акций компании Petrocas Energy Limited у ее владельца Давида Якобашвили, создав совместное предприятие в области логистики и розничных продаж на Южном Кавказе.
Haqqin.az уже тогда отнесся к этой сделке с подозрением. Дело в том, что Petrocas Energy Group предоставляет полный набор услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов на Южном Кавказе, из Каспийского региона в Причерноморье и наоборот.
Ей принадлежат нефтеналивные терминалы в грузинских портах Поти и Батуми, а также сеть автомобильных заправок в Грузии, Армении и Казахстане. И такая покупка позволит «Роснефти» существенно расширить присутствие в регионе, диверсифицируя маршруты нефтяного экспорта. Таким образом, «Роснефть» существенно расширит свое присутствие в Закавказье, увеличит географию деятельности и дополнительно диверсифицирует маршруты поставок. СП позволяет «Роснефти» расширить участие в трейдинге нефтепродуктов на рынках Закавказья и Центральной Азии – регионах с большим потенциалом роста. А известно, что в вопросах трейдинга в регионе доминировали азербайджанские компании.
Тогда же Якобашвили заявил, что сделка позволит извлечь выгоду всем акционерам и является новым достижением, которое подчеркнет стратегическую важность Закавказского энергетического коридора и региона.
Вот где загвоздка этого вопроса. Закавказский энергетический коридор, основу которого заложили по инициативе общенационального лидера Гейдара Алиева Азербайджан, Грузия и Турция при поддержке Запада, позволил Баку обрести полную политическую и экономическую зависимость. Да и Тбилиси помог в этом отношении. Недаром ведь власти Грузии (от Шеварднадзе и до нынешней декорационной) всегда с благодарностью отзывались об Азербайджане.
Но нет в политике постоянства. Когда Якобашвили привел в регион «Роснефть», акционером которой являлся, в Тбилиси тоже было много разговоров, но они больше напоминали ропот обделенных при новом дележе представителей власти. Но с тех пор многое здесь изменилось, о сделке и возможных ее последствиях все позабыли. А зря.
Сегодняшние события в Грузии с участием «Газпрома», акционером которой является уже сам экс-премьер и нынешний «серый кардинал» Бидзина Иванишвили, несомненно, являются продолжением большой политики Москвы, которой не дают покоя утерянные возможности по управлению стратегическими энергетическими потоками.
Это, в свою очередь, позволит ей снова вернуть былую мощь и диктовать Западу свои условия. А Иран и Армения нужны ей тоже в противовес Азербайджану и Турции, которые однозначно настроены сотрудничать в этом вопросе с Западом. И в данном случае для Москвы не столь важны источники и маршруты поставок энергоресурсов на Запад, сколько управление всеми процессами. В данном случае она нашла слабое звено в лице Грузии, которой управляет через своего ставленника Иванишвили.
По тому, как умело провела свою операцию с «Роснефтью» ранее и как осуществляет свою «диверсификацию источников поставляемого в Грузию газа, возможно, и транзитного», сегодня «Газпром», можно не сомневаться, что она давно планировалась в кремлевских кабинетах. И если ранее в печать просачивались лишь отдельные заявления и планы, то сегодня это приобретает более конкретные профили. Москва явно планирует перемешать карты Южного Кавказа, и не только на энергетическом рынке. А по тому, что в игру уже введены крупнокалиберные фигуры в лице президента Армении Сержа Саргсяна и «серого кардинала» Грузии Бидзины Иванишвили, можно судить о близком начале последнего рывка.