Главы стран "Большой Двадцатки" подчеркнули, что терроризм не может и не должен ассоциироваться с какой-либо религией, нацией, цивилизацией или этнической группой. В заявлении также указано, что теракты угрожают предпринимаемым мерам по укреплению глобальной экономики и обеспечению устойчивого роста и развития.
Как передает AZE.az, в центре обсуждения саммита G20, завершившегося сегодня в Анталье, были не столько экономические, сколько политические вопросы, что связано с произошедшими накануне первого дня мероприятия терактами в Париже, унесшими жизни 132 человек.
Таким образом, фактически "Двадцатка", будучи, по сути, объединением, предназначенным для решения глобальных вопросов финансового и экономического взаимодействия, несколько отошла от своего предназначения, но тем не менее, все же формат этот всегда был достаточно эффективным, так что можно ожидать успехов в реализации принятых в ходе саммита решений. Об этом заявили опрошенные "Вестником Кавказа" эксперты: руководитель экспертного совета по G20 Сергей Дробышевский и научный директор Международного дискуссионного клуба "Валдай", главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
По итогам саммита, кроме заранее запланированного коммюнике, стороны приняли заявление по борьбе с терроризмом. "Мы осуждаем в самых решительных выражениях гнусные террористические нападения, совершенные в Париже 13 ноября и в Анкаре 10 октября. Они являются неприемлемым оскорблением всему человечеству", – цитирует документ ТАСС.
Главы государств заявили о своей готовности бороться с терроризмом во всех его формах, где бы он ни проявлялся, в том числе предпринимать шаги для экономического противодействия терроризму.
"Мы остаемся привержены действиям по пресечению потоков финансирования террористов, особенно расширению сотрудничества по обмену данными и замораживанию террористических счетов, криминализации финансирования террористов и мерам, направленным на финансовые санкции в отношении режимов, связанных с терроризмом", – указано в документе.
Главы стран "Большой Двадцатки" подчеркнули, что терроризм не может и не должен ассоциироваться с какой-либо религией, нацией, цивилизацией или этнической группой. В заявлении также указано, что теракты угрожают предпринимаемым мерам по укреплению глобальной экономики и обеспечению устойчивого роста и развития.
Что касается экономической и финансовой повестки, то страны G20 приняли совместный Антикоррупционный план действий на 2015-2016 годы. Здесь имеются в виду, в частности, "принципы прозрачности госзакупок". "Мы будем и дальше укреплять международное взаимодействие в соответствии с местным законодательством, как инструмент борьбы со взяточничеством, а также для поддержки изъятия активов и отказа от предоставления убежища лицам, замешанным в коррупционных делах", – обещают главы государств.
Также лидеры пришли к договоренности о принятии документа, который будет действовать согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UFCCC). "Обязуемся совместно работать для того, чтобы COP21 (международная конференция по климату в Париже – прим. ТАСС) завершилась успешно", – заявили они.
Еще одним пунктом повестки саммита, отмеченным в итоговом документе, стала необходимость повышения прозрачности и конкурентоспособности энергетических рынков, в том числе газовых. Главы стран G20 согласились, что работа в энергетической сфере, включая повышение энергетической эффективности, активизацию инвестиций в технологии чистой энергетики и поддержку соответствующих исследований играют важную роль в борьбе с изменением климата и его последствиями.
"Мы одобряем инструментарий "Группы двадцати" по добровольному распространению возобновляемых источников энергии. … Мы соглашаемся продолжать на добровольной основе поддерживать предложения рабочих групп, представленные в 2015 году по эффективности и показателям выбросов транспортных средств, сетевых устройств, зданий, промышленных процессов и производства электроэнергии, а также финансирование энергоэффективности", – указано в декларации.
В документе также делается акцент на значении, которое имеет диверсификация источников энергии и инвестиций, связанных с повышением энергетической безопасности.
Наконец, лидеры стран G20 призвали мировое сообщество к осуществлению плана борьбы с размыванием налоговой базы: главы государств одобрят пакет мер, подготовленных в рамках амбициозного плана действий G20 и ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS).
"Широкое и последовательное осуществление этого плана действий будет иметь решающее значение в эффективности проекта – в частности, в отношении обмена информацией о трансграничном налоговом законодательстве. Мы, в свою очередь, настоятельно призываем к своевременному осуществлению этого проекта, призываем все страны и юрисдикции, в том числе развивающиеся, к участию", – сказано в документе.
Руководитель экспертного совета по G20 Сергей Дробышевский обратил внимание на то, что перенос акцентов в повестке дня саммита в политическую плоскость все же может негативно повлиять на успешность принятых решений.
"Практически весь год во время турецкого председательства шла работа по экономическим вопросам, связанным с реализацией инвестиций, занятостью, энергетической безопасностью, развитием малого бизнеса в развивающихся странах. И по этим направлениям готовились решения. Сейчас мы видим, что в центре обсуждения вопросы не экономические. Поэтому трудно сказать, до какой степени будет дан ответ на решение текущих проблем в глобальной экономике", – поделился он своими сомнениями.
Дробышевский напомнил, что решения, достигнутые на саммите, не являются прямыми указаниями к действию для национальных правительств. "На этих встречах обсуждаются вопросы, которые беспокоят мировую экономику, которые важны для всех, но они именно обсуждаются", – уточнил эксперт.
"Из предыдущего опыта в рамках G20 были приняты решения по перераспределению квот в рамках МВФ от разных развивающихся стран. Другое дело, что пока они не вступили в действие, поскольку были заблокированы средства от Америки", – рассказал руководитель экспертного совета.
"Далее уже решения готовились в рамках российского председательства, а при австралийском председательстве был признан брисбенский план действий, включающий в себя, на мой взгляд, достаточно сбалансированный и эффективный план реформ, которые могли бы применить все страны, чтобы ускорить свой рост", – заявил он, подчеркнув, что в любом случае воплощением их в жизнь должны заниматься именно национальные правительства.
"G20 может только посоветовать меры, необходимые с точки зрения ее собственного круга экспертов в экономике из международных организаций, которых она привлекает. Но она не может отвечать, разумеется, за реализацию каждой меры на национальном уровне", – отметил Дробышевский.
Что касается вклада саммита в борьбу с терроризмом, то эксперт отметил, что в целом этот формат не предназначен для решения подобных проблем. "Борьба с терроризмом – это зона ответственности либо ООН, либо G8, G7. G20 – это, в первую очередь, клуб ведущих экономик мира, представители которых собираются, чтобы обсуждать и решать глобальные экономические проблемы. То, что они занимаются терроризмом, на мой взгляд, с одной стороны, свидетельствует о возможной неэффективности других международных форматов, а с другой стороны, это означает, что таким образом G20 отвлекается от решения своих задач, и в целом эффективность ее работы снижается", – посетовал Сергей Дробышевский.
Научный директор Международного дискуссионного клуба "Валдай", главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов в свою очередь подчеркнул, что саммит "Двадцатки" – все же наиболее влиятельный формат. "На встречах Генассамблеи ООН присутствует даже больше представителей влиятельных государств, но там все более декларативно. Здесь же круг широкий, но ограниченный, поэтому возможно плодотворное обсуждение", – указал он.
"Где еще сейчас можно собрать вместе за одним столом, например, при обсуждении сирийского конфликта и тех, кто в регионе играет ключевую роль, за исключением Ирана, и внешних сил, включая Россию, США, европейские страны?" – задался вопросом научный директор Международного дискуссионного клуба "Валдай".
"Конечно, это очень важный формат, и он, безусловно, имеет будущее", – отметил Федор Лукьянов.
При этом эксперт напомнил о все же по большей части декларативном характере принимаемых решений, в том числе, по борьбе с терроризмом.
"Ничего другого, кроме декларации, быть не может. А что можно решить по борьбе с терроризмом вообще? То, что нужно сотрудничать и координировать, – это понятно, это никогда не вредно напомнить, но все конкретные действия будут работать на двухстороннем или многостороннем уровне", – считает он.
"Если говорить о Сирии, то часть процесса политического урегулирования процесса – это дипломатический процесс урегулирования. "Двадцатка" благословила на все эти процессы", – добавил Лукьянов.