Что ожидает турецко-российские отношения в обозримом будущем?

С начала 2000-ых годов турецко-российские отношения делились на такие составляющие как энергетика, экономика, внешняя политика, туризм, культура и другие. В соответствии с этим делением, растущий объем взаимодействия в экономике давал возможность развитию сотрудничества и в других сферах. Ставилась цель, чтобы разногласия и кризисы не отражались на сотрудничестве обеих стран. 

Как передает AZE.az, инцидент с российским бомбардировщиком, сбитым 24 ноября турецкими силами в связи с нарушением воздушного пространства Турции, о котором объявил Генштаб ВС Турецкой Республики, оказал значительное влияние на турецко-российские отношения. Прежде всего, стоит отметить, что удар по российскому самолету был не только мгновенным решением, но и результатом недовольства Анкары, вызванного неоднократными нарушениями турецкого воздушного пространства и операциями России в Сирии.

Об этом пишет специалист Евразийского центра Международной ассоциации стратегических исследований Хабибе Оздал.

Почему был сбит российский самолет?

Анкара и Москва с самого начала сирийской проблемы имели к ней прямо противоположный подход. Начатые Россией 30 сентября авиаоперации в Сирии наряду с другими задачами ставили целью снять с повестки дня предложения Турции о создании «бесполетной зоны» и «безопасной зоны». Наряду с этим начатые Кремлем авиаоперации вновь придали силы режиму Асада, который с середины лета стал значительно ослабевать, и тем самым повлияли на краткосрочное и среднесрочное будущее Сирии. По завершении первого этапа венских переговоров 14 ноября, между Турцией и Россией все еще продолжали оставаться разногласия по ряду аспектов сирийского кризиса. После переговоров в Вене Анкара заявила, что Асад не будет участвовать в переходном периоде в Сирии, между тем Россия указала на то, что в Вене не было достигнуто консенсуса по данному вопросу.

Для того, чтобы понять происходящее, стоит заглянуть на два месяца назад от 24 ноября – даты инцидента со сбитым самолетом. 30 сентября Россия начала в Сирии авиаоперации. Тогда же был зафиксирован случай нарушения российскими бомбардировщиками турецкого воздушного пространства, что вызвало реакцию как со стороны Турции, так и со стороны НАТО. Кремль в связи с этим заявил, что нарушение произошло по ошибке и принес извинения. За несколько дней до инцидента, как известно, Россия интенсифицировала операцию в районе Байырбуджак. Согласно информации Турецких вооруженных сил, за это время случаи нарушения воздушного пространства участились, вследствие чего стала нарастать напряженность. В результате принятия решения Турции о применении правил реагирования на угрозу 24 ноября был сбит российский самолет.

Если смотреть с этой точки зрения, невозможно сказать, что российский самолет был сбит только из-за единичного и продлившегося 17 секунд нарушения воздушного пространства Турции. Причинами кризиса с самолетом можно назвать нарушения турецкого воздушного пространства, которые, время от времени учащаясь, продолжаются уже около двух месяцев, противоречия в вопросе политики по Сирии и совершенно противоположная оценка Анкарой и Москвой сирийских групп. С этой точки зрения пределы, которые для себя пытается установить Россия, проводя военные операции в Сирии, привносят в двусторонние отношения серьезные испытания.

Основной вопрос, который сейчас задается, состоит в следующем: «Должна ли была Турция сбивать российский самолет?» Данный кризис можно было предотвратить, но этого не удалось сделать только за счет структурных особенностей турецко-российских отношений, а необходимых механизмов для предотвращения подобных ситуаций создано не было. Поэтому можно сказать, что инцидент с самолетом и последующие за ним события не были предотвращены по двум причинам. Во-первых, то, что турецко-российские отношения не имеют такой особенности, как способность решать проблемы, за 4 года сирийского кризиса стороны по этому вопросу не приблизились друг к другу ни на шаг. Во-вторых, несмотря на нарушения воздушного пространства Турции, происходящие за последнее время, и интенсификацию российских операций в Сирии, между Анкарой и Москвой не удалось подписать соглашения, схожего с Меморандумом по безопасности полетов в Сирии, заключенного между РФ и США. Данные обстоятельства и отсутствие механизма управления кризисом в двусторонних отношениях привели к самому большому кризису в турецко-российских отношениях за последние 12 лет, отмечает аналитик.

Новый период и новые параметры в российско-турецких отношениях

Инцидент со сбитым российским самолетом и ответная реакция России породили следующие последствия для двусторонних отношений. Первое состоит в том, что в отношениях Анкары и Москвы, которые за последнее время делали упор на сотрудничество, отказываясь от конкуренции, вновь укрепляется конфронтационный подход. За последние годы был осуществлен важный вклад во взаимное доверие, в этом свете были предприняты соответствующие инициативы. Сейчас в связи с ростом взаимного восприятия угрозы неизбежен кризис доверия, который отразится на многих аспектах двусторонних отношений.

С начала 2000-ых годов турецко-российские отношения делились на такие составляющие как энергетика, экономика, внешняя политика, туризм, культура и другие. В соответствии с этим делением, растущий объем взаимодействия в экономике давал возможность развитию сотрудничества и в других сферах. Ставилась цель, чтобы разногласия и кризисы не отражались на сотрудничестве обеих стран. Последний кризис привел к отступлению от концепции компартментализации в двусторонних отношениях, которой страны придерживались за последние 12 лет. Так, в результате кризиса туристические агентства отменяют свои туры в Турцию, замораживаются отношения в военной и культурной сферах, а сам премьер-министр России Медведев заявляет, что турецкие инвесторы потеряют свое место на российском рынке. Вследствие этого становится неизбежным сокращение торговли между двумя странами. Можно сказать, что с отменой безвизового режима, который был введен в 2011 году, утрачиваются все приобретения, отмеченные в двусторонних отношениях с 2000-ых годов. Что касается энергетического сектора, сбоев в поставках российского газа в Турцию не ожидается.

Несмотря на все переживаемые в настоящее время трудности, не стоит забывать, что Турция и Россия – государства, которые имеют общие интересы с точки зрения стабильности в регионе и позиционируют друг друга как ключевые страны региона. С этой точки зрения, несмотря на большой перелом в отношениях, переживаемый в настоящее время, в среднесрочной перспективе стороны смогут установить взаимные потери, и под влиянием развития событий в регионе встать на путь нормализации отношений. Безусловно, это произойдет не без влияния ситуации в Сирии, конъюнктурных изменений и подходов международных отношений, говорит эксперт.

Подытоживая, скажем, что мы переживаем период, который показывает, что шаги, правильные с правовой точки зрения, могут порождать нежелательные политические результаты, пишет эксперт. Турция с целью предотвращения нарушений своего воздушного пространства со стороны России, с которой значительно разнится ее подход к сирийскому вопросу, нарушающих ее суверенитет, приняла решение, которое повлекло за собой важные результаты. Наладить отношения в период, когда царит столь высокая напряженность, вряд ли удастся. Но Турции и Россия, будучи странами, расположенными в одном и том же географическом регионе, а также государствами, имеющими ключевое значение в обеспечении безопасности Черного моря, должны выстраивать отношения, опираясь на прочную и реалистичную основу.