Отечественный эксперт высказал свое мнение о том, какие сферы ненефтяного сектора могут за короткий срок принести неплохие доходы.
Как сообщает AZE.az, падение цен на "черное золото" заставляет государства-экспортеры нефти уделять все большее внимание развитию ненефтяного сектора, чтобы увеличить поступления в бюджет от него. Соответственно, становится необходимым развивать такие отрасли, которые за короткий срок могут принести как можно больше доходов.
"Уже сегодня необходимо развивать те области ненефтяного сектора, которые в ближайшие год-два смогут компенсировать потери бюджета от снижения стоимости нефти. Основу бюджета составляют налоги. Почему-то ранее государство не контролировало данную сферу должным образом. Сегодня пытаются исправить ситуацию.
Поэтому можно сказать, что налоги смогут должным образом пополнить бюджет на следующий год. Однако к этому времени важно достаточно развить такие области, как сельское хозяйство, производство строительных материалов, в частности пригодных для экспорта; и самое главное, страна должна получить финансовые "плоды" за логистику, инфраструктурные проекты", – сказал echo.az председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев.
По его словам, государству очень важно заняться и теневой экономикой, постараться часть объемов перевести в законную плоскость. При этом необходимо остановить финансирование крупных проектов. Если это удастся сделать за этот год, то ближайшие три года можно жить спокойно, ведь у Азербайджана есть золотовалютный резерв.
Как сказал эксперт, развить ненефтяной сектор можно благодаря финансированию и развитию сельского хозяйства. Тогда через три года эта сфера принесет стране довольно значимый доход. "Нужда в сельхозпродукции, особенно переработанной, очень высока. Поэтому можно было бы вложиться и в развитие парка рефрижераторных вагонов и контейнеров, которые предназначены для перевозки скоропортящихся грузов, длительное хранение которых возможно только при пониженной температуре.
Сама РФ нуждается в таких вагонах, как минимум в 1 тысяче. В случае если у нас будут такие вагоны, мы обеспечим себя без нефти и газа, как минимум на 20-25 лет. Мы сможем доставлять в таких вагонах продукцию вплоть до Магадана. Как только они появятся, через год уже будет получен хороший доход", – отметил он.
По его словам, внутри страны тоже важно усилить действия по глубокой переработке сельхозпродукции. Сегодняшние технологии не позволяют сохранять продукты в должном виде, иногда до 30% из общей массы портится. Если этот вопрос решится, то бюджет дополнительно получит 100-150 миллионов. "Говорить о миллиардных доходах от ненефтяного сектора пока не приходится. Направляя внимание на развитие сельхозпродукции, надо начать сеять гречиху и другую продукцию, которую страна импортирует. Этот вопрос касается и твердых сортов зерна, которые также надо сажать у себя, а не импортировать. Одним словом, эту сферу надо развивать, и она обязательно даст очень хорошие плоды. Но самое главное важно как можно скорее усилить экспортные возможности Азербайджана", – пояснил он.
Стоит заметить, что 94% экспорта Азербайджана состоит из нефти и нефтепродуктов. В то же время 73% бюджетных доходов формируется за счет нефтяных доходов. Следует также отметить, что добыча нефти в Азербайджане уже не на уровне предыдущих лет. Падение производства само по себе является фактором, уменьшающим доходы нефтяного сектора от продажи нефти по существующим низким ценам. По мнению экспертов, в текущей ситуации основное внимание следует уделить развитию ненефтяного сектора и поддержке малых и средних предпринимателей. Именно эти шаги позволят развивать ненефтяной сектор экономики и обеспечить дополнительные доходы в бюджет. Развитие предпринимательства, в особенности малого и среднего бизнеса, и их трансформация в устойчивый и надежный источник для экономики страны стимулирует ее устойчивость к экономическим катаклизмам. С этой точки зрения эксперты придерживаются мнения, что развитие малого бизнеса напрямую отвечает интересам государства.
Но в большинстве статей о развитии малого предпринимательства и ожидаемых от него доходов не упоминается один из потенциальных источников для обеспечения дополнительных средств в бюджет страны. Речь об азартных играх – теме, которая была воспринята в нашей стране с таким же большим интересом, как и во всем мире.
Здесь следует напомнить, что каждая из почти 500 точек продаж Topaz, работающих в столице и регионах нашей страны, является наглядным примером мелкого предпринимательства. Годовой оборот рынка спортивных тотализаторов составляет примерно 300 млн. манатов. Об этом заявил министр налогов Фазиль Мамедов. Если принять во внимание, что 75% годового оборота, то есть 225 миллионов манатов направляется на призовой фонд, то государственный бюджет будет получать 20-25 млн. от спортивных тотализаторов.
Накауне на пресс-конференции заместитель министра налогов Натик Амиров заявил, в Азербайджане более 70% налоговых сборов обеспечивает ненефтяной сектор. Это означает ежегодный рост доли ненефтяного сектора. Он сообщил, что по итогам 2015 года, несмотря на конъюнктурные изменения в мировой экономике, ненефтяной сектор развивается благодаря диверсификации экономики Азербайджана.
Отмечено, что за 11 месяцев текущего года Министерство налогов полностью выполнило прогноз и поступления в бюджет составили 6,5 млрд. долларов. Замминистра добавил, что в стране выросло число налогоплательщиков, сформировался класс предпринимателей, который стал ведущей частью экономики. Стратегия экономического развития страны направлена на снижение негативного воздействия кризиса в условиях глобальных экономических изменений, обеспечение стабильности социально-экономического развития страны, устойчивого развития класса предпринимателей.
Начальник отдела налоговой политики и стратегических исследований Натик Ширинов отметил, что большинство поправок в Налоговый кодекс и ряд законодательных актов направлены на расширение прав налогоплательщиков, снижение налогового бремени, усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов и повышение поступлений в бюджет. Как сказал политолог Фархад Мехтиев, наряду с экономическими трудностями падение цен окажет и позитивное влияние на Азербайджан. Начнет развиваться ненефтяной сектор и зависимость от нефти упадет до минимума: "Условия создания бизнеса будут упрощены, обязательства работодателей на рынке труда уменьшатся, зарубежным инвесторам будут предложены льготы. Легкая, пищевая, сельскохозяйственная промышленность, а также рыболовство и образование открыты для развития", – пояснил он. Вторым возможным положительным влиянием эксперт назвал ослабление России: "Россия может быть серьезна ослаблена, в регионах могут начаться протесты и волнения, народ может подняться, что даст нам возможность решить карабахский вопрос. Поэтому надо быть готовыми к такому повороту, в том числе с точки зрения консультаций со странами региона – Ираном и Турцией".
Отметим, что цены на нефть немного замедлили падение, сообщает агентство Bloomberg. Котировка январских фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures упала на 0,88 дол. (2,32%) – до 37,05 долл. за баррель. Цена фьючерса на нефть WTI на январь на Нью-йоркской товарной бирже (NYMEX) опустилась к этому времени на 0,32 долл. (0,90%) – до 35,30 долл. за баррель.
Ранее в ходе торгов ближайший контракт на Brent падал ниже 37 долл. за баррель впервые с конца 2008 года, на WTI – ниже 35 долл. за баррель, до минимума с 19 февраля 2009 года. А Иран подтвердил намерение увеличить экспорт нефти, что обострило опасения, связанные перепроизводством топлива. "Нет абсолютно никаких шансов" на то, что Иран отсрочит реализацию плана повышения экспорта нефти даже в условиях падения цен на энергоносители, заявил замминистра нефтяной промышленности страны по международным и коммерческим вопросам Амир Хоссейн Заманиния. На прошлой неделе стоимость WTI рухнула почти на 11%, Brent – на 11,8%, продемонстрировав максимальное падение в текущем году.
Однако есть и выигравшие стороны. Падение цен на нефть, безусловно, принесло выгоду ее основным потребителям – Европе, а особенно странам Восточной Азии – Индии, Китаю, Японии и Южной Корее, которые в последнее время увеличили импорт нефти из стран Персидского залива.