Чем обернется российско-турецкий кризис для Южного Кавказа?

Если Россия решится осуществить ответные действия против Анкары, страны альянса будут просто обязаны защищать своего союзника. То есть тот, кто говорит о возможной войне, должен понимать, что это будет война не между Россией и Турцией, а между Россией и НАТО.

Как передает AZE.az, российско-турецкий конфликт на глазах перерастает рамки локального столкновения сторон, угрожая бедами и соседним государствам Южного Кавказа. Заметное беспокойство, охватившее правительства Южно-Кавказского региона, вполне оправданно – безопасность своим странам они сегодня гарантировать не могут. Об этом пишет Haqqin.

Разумеется, в каждой стране вновь возникшие риски воспринимают по-своему. Грузинские эксперты полагают, что противостояние между Турцией и Россией вполне может переместиться из Сирии в акваторию Черного моря, тем более, что все российско-турецкие войны протекали именно там или вдоль черноморских берегов. То есть, театр боевых действий вполне может находиться и в Грузии, тем более, что прецеденты имеются.

100 лет назад, во время Первой мировой войны, Российская империя использовала территории нынешних Грузии и Армении для наступления на Османскую империю. «Сегодня Грузия, к счастью, независимая страна, но, к сожалению, она не может контролировать оккупированные Россией Цхинвальский регион (Южную Осетию) и Абхазию, а оккупированный Гальский район – прекрасный плацдарм для российских оперативно-тактических ракетных систем («Искандер» и «Точка-У»), которые могут нанести точные удары по стратегическим объектам Турции в северо-восточной части страны», – считает грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе.

Ему вторят журналисты газеты «Квирис палитра», напомнившие, что  во время августовской войны, когда Россия захватила часть территории Грузии, турецкие власти не спешили пропустить через Босфорский пролив американские военные корабли, появление которых в тот критический момент могло стать для Грузии большой политической поддержкой.

«До сих пор на Черном море доминировал турецкий флот, но с оккупацией Абхазии, а затем и с вводом российских боевых кораблей и подводных лодок, Москва фактически полностью будет контролировать акваторию Черного моря. Противостояние между Россией и Турцией вряд ли перерастет в войну, однако очевидно, что взаимоотношения между этими двумя сильными странами надолго останутся напряженными. Поэтому не исключено, что их «препирательство» продолжится в виде скрытой войны на территории Грузии», – утверждается в аналитической статье газеты.

Тревожно восприняли российско-турецкий кризис и в Армении. По мнению военного аналитика Сергея Минасяна, российская база на территории Армении не располагает достаточными ресурсами для ведения наступательных действий против Турции.

«Но она сможет держать оборону несколько дней, – отмечает он, – надо принять во внимание, что   в Гюмри  находится российская бригада, которой противостоит турецкая армия в составе нескольких бригад». То есть, Минасян считает, что российская военная база в Армении может быть лишь сдерживающим фактором в конфликте против Турции. Чтобы воевать всерьез, сюда нужно перебросить российские военные резервы, однако сделать это непросто, потому что между двумя странами нет общей границы, а Грузия или Азербайджан вряд ли предоставят свое воздушное пространство для переброски этих резервов по воздуху.

Армянский политический обозреватель Марк Ншанян считает, что поскольку Турция – член НАТО, то сколь бы враждебно Запад ни относился к ней, в вопросе российско-турецкой конфронтации союзником НАТО является Анкара, а не Москва. В конце концов, 80 процентов террористов ИГИЛ обучили американцы, которым содействуют турки, а российский Су-24 был уничтожен американским истребителем F-16. Кроме того, по его мнению, война против Турции означает войну против НАТО.

И эта констатация чрезвычайно важна, потому как если Россия решится осуществить ответные действия против Анкары, страны альянса будут просто обязаны защищать своего союзника. То есть тот, кто говорит о возможной войне, должен понимать, что это будет война не между Россией и Турцией, а между Россией и НАТО, пишет аналитик портала.

И конечно же, Ншаняна особо волнует судьба Армении, поневоле оказавшейся в центре событий. «Турция – враг Армении. Этот факт зафиксирован почти официально – по той простой причине, что Турция осуществляет очень конкретные враждебные действия в отношении Армении, а именно, держит её в блокаде. При этом турецкие пограничные силы находятся в 14 км от Еревана. Увеличилась вероятность возобновления войны в Карабахе. Если русские решат «дать симметричный ответ» Турции с территории Армении, Азербайджан может начать войну, надеясь, что Анкара «под шумок» российско-турецкой конфронтации ему поможет. Таким образом, в Армении ситуация действительно вызывает некоторую озабоченность», – признает армянский политолог.

А что же Азербайджан? В конце прошлой недели сюда прибыл премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Напомним, что за несколько дней до него Баку посетил новый глава турецкого МИД Чавушоглу. По всей вероятности, Анкара пытается добиться открытой поддержки Азербайджана в российско-турецком противостоянии. Однако Азербайджан нуждается в тесном сотрудничестве как с Москвой, так и с Анкарой, и поэтому он будет осторожничать. Кроме того, Азербайджан может даже использовать российско-турецкий кризис себе во благо, а не жертвовать собой ради интересов Анкары. По крайней мере, Баку может занять свое место на российском рынке за счет антитурецких санкций РФ.

Тем не менее, при любом раскладе российско-турецкий кризис ничего хорошего для региона Южного Кавказа не предвещает, отмечают эксперты.