По словам турецкого эксперта, обострение российско-турецких отношений не повлияет отрицательно на турецко-азербайджанские отношения, хотя азербайджанский газ в свою очередь не может стать альтернативой российскому газу в краткосрочной перспективе.
Как передает AZE.az, разрыв российско-турецких экономических связей или, напротив, углубление, не относятся к Армении, поэтому армянам не стоит беспокоиться, заявил в беседе с Первым Информационным турецкий эксперт по энергетическим вопросам, член Энергетического совета мира Неджет Памир.
Говоря о резком ухудшении отношений Россия-Турция, турецкий эксперт сказал, что экономика Турции серьезно пострадает, поскольку Турция имеет большую зависимость от России, особенно в энергетическом плане, и, если Россия прекратит поставки газа в Турцию, соответственно прекратится также и производство энергии в стране. По словам Памира, обострение российско-турецких отношений отрицательно не повлияет на турецко-азербайджанские отношения, хотя азербайджанский газ в свою очередь не может стать альтернативой российскому газу в краткосрочной перспективе.
– Господин Памир, какие экономические последствия будет иметь для Турции уничтожение российского бомбардировщика «Су-24» со стороны турецких вооруженных сил.
– Пока Турция при поддержке Соединенных Штатов Америки утверждает, что самолет находился на территории Турции, и игнорировал предупреждения об изменении курса, Россия заявляет, что самолет находился в воздушном пространстве Сирии. В любом случае, о разумности этого шага нужно спросить у тех, кто приняли данное решение. Турция и Россия имеют тесные экономические связи, хотя баланс преимущественно в пользу России. Основные сферы торговли включают: 1) импорт электроэнергии со стороны Турции, 2) торговля военной продукцией, катерами из Турции, 3) туризм, договорные услуги, торговля и так далее.
Турция находится в довольно большой зависимости (это не взаимная зависимость) от России, главным образом, благодаря природному газу (российский газ составляет 55 процентов внутреннего потребления Турции), но Турция также значительно зависит от угля России (30 процентов) и нефтепродуктов (16 процентов). Поставки российского газа в краткосрочной перспективе не имеют альтернативы, хотя некоторые чиновники утверждают обратное. Газ поставляется либо по газопроводам, либо с помощью танкеров для сжиженного природного газа. Нынешняя инфраструктура Турции уже «зафиксирована», и для «альтернативного» ввоза нет территории.
Новая идея или строительство танкеров для сжиженного природного газа будет не только дополнительным бременем для экономики Турции, но и потребуется несколько лет для его осуществления. Следовательно, ни Катар, ни Северный Ирак, и ни Азербайджан не являются альтернативой в краткосрочной перспективе. Если Россия прекратит поставки газа, экономика Турции серьезно пострадает, поскольку половина электроэнергии производится на газе, и в случае прекращения поставок газа прекратятся также и поставки электроэнергии.
Лично я не думаю, что руководство России прекратит поставки газа. Но вместо сокращения поставок газа, другие неожиданные шаги российской стороны кажутся более вероятными. Конкретным примером является обвинения России в адрес турецкого руководства в том, что они занимаются нефтяной контрабандой с «Исламским государством».
– Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу во время последнего посещения Баку вместе с Ильхамом Алиевым обсудил перспективы энергетического сотрудничества Азербайджан-Турция, в частности проекта TANAP. Это российско-турецкое противостояние может способствовать углублению российско-азербайджанского энергетического сотрудничества?
– Сотрудничество Турции и Азербайджана не новость. Турция как покупает, так и осуществляет транзит газа и нефти Азербайджана посредством газопровода Баку-Тбилиси-Джейран и Баку-Тбилиси-Эрзерум (BTE). Новый газопровод TANAP еще строится. Этот газопровод будет осуществлять транзит 31 миллиарда кубометров газа. Турция потребляет 6 миллиардов кубометров, между тем, 25 миллиардов будет поставляться в Европу.
Строительство этого проекта началось до российско-турецкого кризиса. Месторождение газа «Шахдениз-2» строится, но первые поставки из этого месторождения ожидаются приблизительно в 2018-2019 годах.
Трубопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум довольно вместительный, но дополнительный экспорт газа потребует довольно много времени для наполнения газопровода, если, конечно, обе стороны придут к согласию. Следовательно, Азербайджан не может незамедлительно поставлять газ в Турцию.
– А с другой стороны, может ли обострение российско-турецких отношений отрицательно повлиять на турецко-азербайджанские отношения, учитывая то, что Азербайджан имеет тесные отношения также и с Россией.
– В данный момент мы видим обратную тенденцию. Российско-турецкое противостояние отрицательно не повлияет на отношения Турция-Азербайджан, хотя российское давление на Азербайджан не будет неожиданностью.
– Около года назад, когда Турция и Россия находились в теплых отношениях, и тесно сотрудничали в экономической сфере, в частности, обсуждали строительство так называемого газового проекта «Турецкий поток», в Армении многие беспокоились, что эти отношения могут навредить интересам Армении. В этом контексте, как повлияет ухудшение российско-турецких отношений на Армению?
– «Турецкий поток» был политическим предложением Путина, в качестве альтернативы проекту «Южный поток», и реакции на санкции Евросоюза. Мы с самого начала не верили, что этот проект может осуществиться (во всяком случае, полностью). Трубопровод состоял из 4 параллельных линий, каждая из которых имела вместительность 15.75 миллиардов кубометров. Одна из этих линий должна была дойти до Турции, и заменить нынешний трубопровод «Запад», который проходит по четырем странам – Украина, Молдова, Румыния и Болгария. «Запад» имеет вместимость 14 миллиардов кубометров. Аннулирование «Турецкого потока» не повлияет на Турцию, поскольку этот проект должен был заменить трубопровод «Запад». Более того, если аннулируют соглашение о строительстве АЭС «Аккую», мы будем очень благодарны руководству России, поскольку мы были против строительства подобных атомных станций по ряду причин. Думаю, эти события (аннулирование проектов, или, напротив, продолжение строительных работ) абсолютно не имеют отношения к Армении.