Цена на нефть в мире продолжает падать, как и курс маната к доллару в Азербайджане. Центробанк страны установил официальный курс доллара на понедельник, 18 января, на уровне 1,5870 USD/AZN. Напомним, что 15 января официальный курс доллара составил 1,5706 AZN/USD. Все это не может не отражаться на стоимости недвижимости, которая в долларовом эквиваленте продолжает дешеветь. Стоит ли останавливать этот процесс?
Как передает AZE.az, в беседе с haqqin.az экономист, эксперт по недвижимости Рашад Алиев заявил, сколько должна стоить недвижимость – определяет экономика. Так что целесообразно ли вмешиваться в естественный ход событий – большой вопрос. Издание с помощью эксперта попытался разобраться в нюансах.
По словам Рашада Алиева, цены на недвижимость в долларовом выражении падают аж с осени 2014 года. При этом снижение по разным сегментам рынка имело различные темпы. Но ясно одно: цены на жилье в долларах предварительно упали с тех пор почти в два раза (!) (После того, как осядет пыль декабрьской девальвации, можно будет назвать точную цифру).
А вот в манатном выражении цены выглядят очень даже стабильными, хотя и они то падали, то поднимались в период девальваций. «Если многие и считают снижение на недвижимость положительным фактором, то только потому, что жилье может стать доступным для многих слоев населения. Но так ли это? Это верно только для тех, у кого на руках есть валюта, которую они ранее копили на покупку».
Для тех, у кого нет валютных накоплений – ничего не изменилось. Ведь цены в манатах за последние полтора года не сильно поменялись, а доходы населения в национальной валюте остались на прежнем уровне, или даже снизились. А на одну зарплату квартиру уж точно не купишь.
Закончился ли период снижения цен на недвижимость в долларовом выражении? Отвечая на этот вопрос, Рашад Алиев отметил, что все зависит от макроэкономической ситуации, которая сейчас очень сильно зависит от долгосрочных цен на нефть. «Есть и другие факторы, которые могут повлиять на улучшение ситуации, например, реформы экономики и развитие ненефтяного сектора. Но это уже дело далекого будущего», – подчеркивает Р.Алиев.
Эксперт уверен: цены на недвижимость на данный момент, как и вся экономика, остались все-таки лицом к лицу с ценами на нефть. Прямой связи между стоимостью нефти и недвижимости конечно же нет, она косвенная, но влияние нефтяных цен на экономику страны – перед глазами. Если в долгосрочной перспективе баррель нефти будет стоить в районе 30 долларов и ниже, то и цены в долларовом выражении продолжат снижение. «Целевые уровни, к которым они стремятся, даже назвать страшно. Лично я надеюсь, что до этого не дойдет», говорит Р.Алиев
А каковы издержки снижения цен на недвижимость? По словам Р.Алиева, они – колоссальные.
«Для начала: недвижимость – это активы, которые при необходимости владелец может перевести в денежный капитал. Но кому может понравиться то, что стоимость его активов падает на глазах?
Граждане из-за снижения цен на недвижимость уже потеряли миллиарды долларов – их недвижимое имущество обесценилось. А есть и другой нюанс: вторичный рынок является прямым конкурентом первичного рынка (рынок продажи недвижимости строительными компаниями – ред.). То есть продолжение снижения цен на вторичном рынке будет сказываться на продажах строительных компаний. А они просто бессильны конкурировать со вторичным рынком, так как у них есть проблемы с себестоимостью», – отметил Р.Алиев.
Но есть и еще один момент. Известно, что вторичный рынок недвижимости как инвестиционный инструмент является также конкурентом банковских депозитов. И дальнейшее снижение цен делает именно недвижимость более привлекательной для вложений. У многих за последнее время появилась даже иллюзия того, что цены уже на дне и стоит вкладываться в жилье. При этом состояние банковского сектора еще больше нервирует многих владельцев капиталов.
Эксперт отмечает, что во многих странах стоимость жилья находится в центре внимания правительств, у которых вызывает беспокойство не только рост цен, но и значительное их снижение. Но при этом везде понимают, что стоимость недвижимости должна учитывать фундаментальные факторы. А именно: она должна стоить столько, сколько должна и это определяет рынок в соответствии с состоянием экономики. «Так что ничего необычного не происходит. Но к возможным мерам по расширению ипотечного кредитования для предотвращения снижения цен нужно относиться с осторожностью», – подчеркивает эксперт.