«Предсказать цену невозможно, когда стадо инвесторов с инстинктами животных носится то взад, то вперед. Конечно, дальше продавливать рынок вниз еще можно, но экономически это уже не имеет смысла. Это с точки зрения спекулянтов. С точки зрения технологии, мир при $30 за баррель существовать не может. Этой нефти будет недостаточно. Не развитие, а выживание».
Как передает AZE.az, мир не может существовать при стоимости нефти в 30 долларов за баррель.
Об этом заявил в интервью ТАСС вице-президент «Лукойла» Леонид Федун.
«В целом конъюнктура рынка находится в достаточно сложной ситуации, и такого глубокого падения никто не мог предсказать. Поскольку то, что произошло после решения картеля не устанавливать квоту, напоминает побег большого стада животных от пожара, когда все несутся вниз, не понимая, что происходит. Никакой анализ не позволял это спрогнозировать. Сейчас мы находимся практически на дне – никогда еще до этого цена на нефть не опускалась так низко, если, конечно, считать в ценах 2015 года. То, что произошло после решения картеля не устанавливать квоту, напоминает побег большого стада животных от пожара Большая часть нефти, которая сейчас добывается в мире, имеет историческую себестоимость выше $30 за баррель. Если она будет находиться на таком уровне достаточно долго, то нефти просто не будет. Возникнет дефицит и произойдет достаточно сильный отскок добычи», – сказал он в интервью.
Он отметил, что падение добычи на традиционных месторождениях нефти достаточно долгий процесс. Если не инвестировать, то она будет сокращаться примерно на 5-10% в год, а на сланцевых месторождениях уже на 60% в год. Когда ОПЕК начинала ценовую войну, они рассчитывали, что американские компании очень быстро уйдут с рынка и профицит нефти скоро закончится. Но никто не учел, что американские компании смогут заручиться такой мощной финансовой поддержкой. Выяснилось, что практически 50% добычи было захеджировано. То есть финансовые институты каждый день доплачивали американским компаниям примерно $150 млн, при этом средняя цена реализации нефти у них имела премию примерно в размере $20 за баррель. И это в течение всего 2015 года. При такой поддержке сланцевые производители смогли избежать сильного обвала, но добыча сократилась на 300 тыс. баррелей. Это достаточно много – около 5,5% (от добычи сланцевой нефти в США – прим. ред.). Если бы не было решения ОПЕК (об обвале рынка – прим. ред.), то сегодня американцы добывали бы 10,5 млн баррелей, а они добывают 9,2. И тогда ситуация с рынком была бы еще тяжелее.
По мнению представителя компании, ОПЕК сейчас нужно дождаться, когда иссякнут хеджевые программы американских компаний: «По нашим подсчетам, премия по WTI для сланцевых компаний, да и то не для всех, будет находиться на уровне $6-8. Этого уже недостаточно при себестоимости добычи на уровне $50-60 за баррель. Поэтому будет падение. Сейчас, в начале года, примерно 600 тыс. баррелей нефти уйдет с рынка независимых компаний. Когда ОПЕК убедится, что они защитили свою долю на рынке, они смогут принять решение о сокращении квот. Это может произойти уже на очередном заседании ОПЕК в мае или летом. После этого мы увидим быстрое восстановление цены».
Он также отметил: «Дело в том, что рынок нефти достаточно странный, и цена слабо связана с реальными событиями. Прогноз можно делать только исходя из сиюминутной ситуации. Вот сегодня "бах" – $30, вчера было $50. Очень большая неопределенность. Предсказать цену невозможно, когда стадо инвесторов с инстинктами животных носится то взад, то вперед. Конечно, дальше продавливать рынок вниз еще можно, но экономически это уже не имеет смысла. Это с точки зрения спекулянтов. С точки зрения технологии, мир при $30 за баррель существовать не может. Этой нефти будет недостаточно. Не развитие, а выживание».