«НГ»: Грузинская оппозиция не хочет российского газа

Кампания против "Газпрома" обусловлена внутриполитическими причинами, полагают российские аналитики. 

Как передает AZE.az, премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили отказался встречаться с группой неправительственных организаций (НПО) по вопросу переговоров властей с «Газпромом». По мнению первого лица страны, проблема, затрагиваемая активистами гражданского общества, носит надуманный характер, а потому не стоит тратить время. Если верить высказываниям ряда грузинских пользователей Facebook,  неправительственнные организации  готовятся выступить с «острым заявлением».

В условиях жесткого политического противостояния между ГМ и ЕНД критика по поводу переговоров с «вражеской компанией» неизбежна, пишет издание. А уж в год парламентских выборов, которые состоятся нынешней осенью, даже закономерна: партии не упускают ни малейшей возможности устроить сопернику обструкцию.   «Националы» уступили условную трибуну аффилированным НПО, которые по вопросу переговоров с «Газпромом» уже встречались с экспертами по энергетическим и экономическим вопросам, представителями Министерства энергетики, депутатами парламента, министром энергетики и вице-премьером Кахой Каладзе и так – ступенька за ступенькой – добрались до премьер-министра Георгия Квирикашвили.

«Я встречаюсь со многими представителями неправительственного сектора и имею определенный график. Если дело касается «Газпрома», не имею никаких оснований рассматривать эту тему в таком формате. Этот вопрос исчерпан, так как ни о каких стратегических переговорах речи нет… У нас стратегические отношения с Азербайджаном, в том числе с компанией SOCAR, и ничего этим стратегическим отношениям не угрожает. Я еще раз об этом заявляю» – так премьер отказал во встрече.

«Доля «Газпрома» в снабжении Грузии газом составляет только 10% – мы его получаем за транзит по нашей территории в Армению. Если мы договоримся о получении дополнительного объема, то доля «Газпрома» увеличится до 12–13%. Какой в этом риск для Грузии? Нам необходимо увеличить объем газа всего на 3%, и поскольку азербайджанский SOCAR не в состоянии, то ведем переговоры с российской компанией», – заявил министр энергетики Каладзе, попутно посоветовав представить, какой шум будет поднят политическими оппонентами, если «хоть один человек останется без природного газа».

Он подчеркнул, что «соглашение с «Газпромом» не достигнуто и дата новых переговоров пока не определена». «Отношения с «Газпромом» возникли не вчера, они достаточно давние и налаживались моими предшественниками. И не стоит их терять в угоду политическим амбициям», – заявил Каха Каладзе.

Впрочем, похоже, переубедить своих оппонентов экс-защитнику итальянского «Милана» не удалось. После завершения встречи энпэошники наперебой обвинили его в политической близорукости и нежелании «осознать ту опасность, которой он подвергает Грузию, приводя в страну российскую компанию». Еще один аргумент противников «Газпрома» – наличие «колоссальных запасов собственного газа, и надо немного потерпеть, чтобы начать эксплуатировать месторождение».

Речь идет о недавнем заявлении президента компании Frontera Resources Стива Никандроса об обнаружении в Восточной Грузии 5 трлн куб. м природного газа. Независимые эксперты отметили, что Грузия станет одной из ведущих газовых держав мира, если информация Никандроса подтвердится. Но вряд ли она подтвердится, уточнили при этом.

Скептицизм обусловлен тем, что Frontera, «ковыряющая» грузинскую землю почти 20 лет, неоднократно выступала с сенсационными заявлениями об обнаруженном газе или нефти.  

Так, бывший президент Национального банка Грузии Роман Гоциридзе подозревает, что руководство Frontera периодическими дезинформациями играет на повышение своих акций на бирже. Не верит в наличие гигантских запасов газа и министр энергетики Каладзе. По его словам, на данный момент ничего нет, кроме голословного заявления Никандроса.