"Европейский Суд по правам человека для Азербайджана – это больше безопасности и стабильности, это дополнительные стимулы для демократического развития"
Как передает Bakililar.AZ, председатель Верховного суда Азербайджана Рамиз Рзаев дал интервью АПА:
– Хотелось бы знать Ваше мнение о проводимых в Азербайджане судебно-правовых реформах.
– Фундамент для проведения реформ в правовой, социальной и экономической сферах в нашем государстве был заложен еще общенациональным лидером Гейдаром Алиевым.
Так, принятая в ноябре 1995 года Конституция независимого Азербайджана стала основой нового государственного строительства в нашей стране, построенного на реализации фундаментальных прав и свобод человека. Конституция заложила правовую основу для будущей модели функционирования и развития демократического общества. Важнейшим компонентом этого развития являлось реформирование судебно-правовой системы, целью которой является создание доступного, справедливого и эффективного правосудия.
Концепция реформы судебной системы определила основные цели и задачи: обеспечение независимого функционирования судебной власти в рамках правового государства, обеспечение прав граждан на справедливое судебное разбирательство, возможность получения квалифицированной правовой помощи, реализация права на обжалование судебных решений и др.
Среди мероприятий, проведенных для осуществления поставленных целей, можно отметить отмену смертной казни, ликвидацию цензуры в СМИ, неоднократные амнистии, осуществление мер по улучшению условий содержания заключенных, создание трехступенчатой судебной системы.
Были проведены и работы по усовершенствованию законодательства в соответствии с международными стандартами. Так, было принято множество новых и усовершенствованы старые законы. Конституционно и законодательно обеспечен приоритет прав человека.
Закон «О Конституционном суде» и Закон «О судах и судьях» установили основные принципы независимости судебной системы, которые достигаются посредством обеспечения неприкосновенности, несменяемости, личной безопасности судей, невмешательства в их деятельность, деполитизации судей, назначением их на конкурсной основе, предоставления им материальных и социальных гарантий.
Независимость судей предполагает подчинение их только закону. Новое законодательство не допускает какое-либо ограничение судопроизводства, вмешательство в судебную деятельность, прямое или косвенное воздействие на принятие судьями своих решений.
Уже сегодня Азербайджан отличается множеством мероприятий, осуществляемых под руководством президента Ильхама Алиева, целью которых является продолжение осуществления судебно-правовой реформы в соответствии с международными стандартами, развитие правосудия на основании требований Европейской Конвенции по правам человека, ее протоколов.
На данный момент среди первоочередных задач – осуществление мероприятий в завершение судебно-правовой реформы, т.е. формирование структуры судебной власти с разграничением специализации судов и судей, воспитание надлежащих кадров, создание необходимых условий для функционирования судов, устранение фактов нарушения в деятельности судей, внесение новых дополнений и изменений в соответствии с динамикой правовой, экономической и социальной жизни страны в Уголовно-Процессуальный, Гражданско-Процессуальный, Гражданский, Уголовный Кодексы страны и в другие законы страны.
– Вас устраивает деятельность судов и судей в Азербайджане в целом?
– С сожалением приходится констатировать, что комплексный анализ состояния судебной защиты на момент начала проведения необходимых мер по усовершенствованию судебно-правовой системы, показал, что она не могла вполне удовлетворить потребность граждан в правосудии.
Бюрократия, волокита в деятельности судов, слабость общественного контроля, неисполнение судебных решений, несправедливость некоторых решений и приговоров, нарушение прав участников процесса, судебные ошибки не вызывали у общества ощущения справедливости судебно-правовой системы.
С другой стороны, существовали нерешенные проблемы, не зависящие от субъективного фактора. Это – недостаток судебных кадров, загруженность судей делами, слабая техническая оснащенность и т.д. Эти проблемы также мешали нормальному осуществлению правосудия в стране.
Таким образом, в массовом сознании общества культивировалось неуважение к суду, праву и закону. Судебная система в сознании людей укрепилась как место наказания. Прежнее убеждение граждан в том, что суды находятся на втором плане по сравнению с исполнительной властью, заставляло обращаться их за защитой своих прав куда угодно, только не в суд. Низкая правовая культура, недостатки и ошибки судей способствовали росту правового нигилизма в стране.
Так, появилась необходимость в незамедлительном проведении комплексной судебно-правовой реформы, основной целью которой стала реальная и действенная защита прав и свобод человека и гражданина.
В целях исполнения рекомендаций, отмеченных в указе президента Азербайджанской Республики от 19 января 2006 года, а также усиления трудовой и исполнительной дисциплины судей, устранения фактов волокиты, Судебно-Правовым Советом был проведен мониторинг в судах.
В результате чего, в деятельности некоторых судей были обнаружены грубейшие нарушения трудовой и исполнительной дисциплины и другие недостатки, за что 10 судей были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Хочу особо отметить о деятельности, осуществляемой Судебно-Правовым Советом в сфере повышения ответственности судей и устранения фактов правонарушений в их деятельности. За последние два с половиной года Судебно-Правовым Советом в отношении 79 судей было начато дисциплинарное производство, 59 из них были привлечены к ответственности, 3 из которых были понижены в должности, а в отношении других 3 было принято решение о прекращении их полномочий раньше срока.
В целях устранения фактов судебных ошибок и повышения эффективности в осуществлении ими правосудия, Судебно-Правовым Советом была создана рабочая группа, с учетом международного опыта был подготовлен проект «Инструкция о правилах оценки деятельности судей» и формы информации об исполнении судьями своих обязанностей.
Так, постановлением Судебно-Правового Совета от 28 июля 2007 года в результате обнаружения серьезных недостатков и грубейших нарушений закона, в связи с окончанием срока полномочий 30 судей не были рекомендованы к дальнейшему осуществлению своей деятельности в качестве судьи.
– В процессе формирования региональных судов были ли отмечены какие-либо проблемы? Что даст гражданам Азербайджана начало функционирования региональных судов?
– Во исполнение указа президента Ильхама Алиева от 17 августа 2006 года «Об увеличении количества судей судов Азербайджанской Республики и определении территории юрисдикции судов», с целью осуществления задач по усовершенствованию судебной системы, удовлетворения возрастающей потребности граждан в получении юридической помощи в разрешении их проблем, облегчения доступа граждан в суд, исключения случаев волокиты и других правонарушений в судах, устранения загруженности судей, обеспечения судов новыми информационными технологиями, и учитывая социально-экономическое развития регионов страны, были созданы региональные апелляционные суды в городах Баку, Гянджа, Сумгаит, Али-Байрамлы и Шеки, местные экономические суды в городах Баку, Гянджа и Али-Байрамлы, Суд по тяжким преступлениям в Нахичеванской Автономной Республике. Увеличение количества судов повлекло за собой и необходимость в увеличении судебного корпуса.
Необходимо отметить, что существовало несоответствие между штатной численностью судей и их рабочей нагрузкой. Об этом свидетельствует то, что на 100 тыс. человек приходилось 4 судьи, тогда как в некоторых странах-членах Совета Европы это же количество граждан приходится 20-25 судей. Впервые в истории нашего государства самым прозрачным и объективным методом были проведены выборы новых судей. На этом этапе, как вы видите, были предприняты важные шаги на пути построения независимой судебной власти.
– С каждым днем увеличивается количество жалоб, поступающих из Азербайджана в Европейский Суд по правам человека. Ваше отношение к этому?
– С момента начала проведения судебно-правовых реформ произошло резкое усиление роли судебной власти в жизни общества. Оживление социальной жизни, ее интенсивность, подъем экономики страны, открытость общества, усиление международных деловых контактов и связей влекут за собой большую обращаемость граждан в суды для регулирования отношений между собой, с частными и государственными организациями.
Возросло осознание гражданами своих прав и возможностей. Только суд, пользующийся доверием граждан, может обеспечить в обществе атмосферу нетерпимости к любым правонарушениям. Суды постепенно становятся основными органами защиты нарушенных прав граждан.
Отсюда и рост количества жалоб в Европейский Суд по правам человека.
– В постановлениях Европейского Суда по правам человека, вынесенных на основе жалоб из Азербайджана, в большинстве случаев отражаются факты нарушения судебной процедуры. В результате таких нарушений государство штрафуется. Для устранения указанных фактов проводятся какие-либо мероприятия?
– Рассмотрение дел в судах должно происходить с соблюдением требований справедливого судебного разбирательства, как это предусмотрено статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и с учетом практики Европейского суда по правам человека.
Надо признать, что для этого за последнее время было сделано немало. Предприняты успешные шаги к построению цивилизованной судебной системы.
Однако, судебно-правовое преобразование – задача общегосударственная, и она требует согласованных усилий законодателей, исполнительной и судебной власти, серьезного ресурсного и организационного обеспечения.
Каждый из органов государственной власти, имеющий возможность влиять на жизнь населения нашей страны, должен осуществлять ряд мер для обеспечения принципа верховенства права, ведь каждый из них в значительной мере несёт ответственность за невыполнение принятых на себя обязательств.
Поэтому необходимо уделять повышенное внимание к области защиты прав и свобод человека и гражданина не только судебным, но и иным правоохранительным органам.
Также некоторого изменения, усовершенствования, соответствия реалиям жизни и международным стандартам требует и законодательство. Отмечу, что Верховный Суд, воспользовавшись предоставленной Конституцией инициативой, подготовил проекты о внесении поправок и изменений в Уголовно-Процессуальный и Гражданско-Процессуальный Кодексы, принятые на Пленумах Верховного Суда.
– В целом Вы согласны с постановлениями Европейского Суда, вынесенными до сих пор в отношении Азербайджана?
– Всего за период нахождения Азербайджана под юрисдикцией Европейского Суда по Правам Человека по сегодняшний день (2002-2007 гг.) со стороны наших граждан было подано примерно 1500 жалоб.
Более чем 90% жалобам было отказано на основании неприемлемости и по другим причинам.
К производству было принято 18 жалоб, из которых по 5 было вынесено решение против Азербайджана.
Характерными для Азербайджана, как и впрочем, для других государств-членов Совета Европы, являются жалобы граждан, связанных с волокитой в судах на всех стадиях рассмотрения дел, неисполнением судебных решений и другие процедурные вопросы.
Надо согласиться, что в действительности в этом направлении имеются недостатки: дела не рассматриваются в установленные законодательством сроки, исполнение решений затягивается, допускаются нарушения прав граждан. Все эти факты абсолютно не соответствуют европейским нормам и стандартам.
Поэтому я согласен с тем, что решения, вынесенные Европейским Судом по правам человека справедливы. Кроме этого, Европейский Суд по правам человека для Азербайджана – это больше безопасности и стабильности, это дополнительные стимулы для демократического развития, это торжество права и законности.
Государство, проигрывая дело гражданину, все равно выигрывает в том, что права человека восстановлены, ибо наивысшей целью нашего государства является обеспечение прав и свобод человека, а правосудие совершенствуется путем устранения нарушения положений Конвенции, ибо мы внимательно изучаем каждое постановление Европейского Суда. Рассматривая допущенные нами правонарушения, мы стараемся найти путь к их разрешению и исключить дальнейшее допущение ошибок.
Поэтому мое отношение к Европейскому Суду по правам человека объективное.
– Ожидается, что в парламенте будет обсужден законопроект о внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс. Были ли приняты во внимание заключения экспертов по поводу изменений в Кодексе? В целом, имелись ли принципиальные различия во мнениях с экспертами Совета Европы?
-В июне 2006 года было принято решение о внесении изменений и дополнений в действующий Уголовный Кодекс Азербайджанской Республики.
В связи с этим была создана рабочая группа. Ценность результатов данной работы состоит не только в заключениях авторитетных специалистов в сфере уголовного права нашей республики по статьям Уголовного Кодекса, но и в анализе заключений экспертов Совета Европы.
Еженедельно в течение 7 месяцев рабочая группа работала над каждой статьей Общей и Особой частей Уголовного Кодекса, учитывая заключения международных экспертов.
В их заключениях было указано несколько предложений и замечаний, большинство из которых мы учли и приняли.
В то же время уже по своей собственной инициативе мы внесли немало дополнений и изменений в статьи Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики, большая часть из которых носила значимый характер.
Новый проект Уголовного Кодекса был усовершенствован в соответствии с Европейской Конвенцией о правах и основных свободах человека, Конвенцией о правах детей и другими международными документами.
Новшеством подготовленного проекта Уголовного Кодекса является, например, внесение института уголовной ответственности юридических лиц, обеспечение принципа равенства полов и др. Сфера компьютерных преступлений также была подвергнута глубокому усовершенствованию.
В результате, новый проект с дополнениями и изменениями, переведенный на английский язык, был отправлен экспертам Совета Европы.
На завершающей встрече, проведенной в апреле текущего года, мы уже совместно обсудили заключения экспертов по каждой статье.
Я думаю, в ближайшее время проект Уголовного Кодекса с изменениями и дополнениями будет обсужден и принят.
Азербайджанской Республики, справедливо, объективно и в установленные сроки.
– Некоторые из пожизненно заключенных уже обратились в Верховный Суд в связи с заменой их наказания на 15 лет лишения свободы. Когда будут рассмотрены их обращения? Как, по-вашему, возможно ли удовлетворить их требования?
– На данный момент такие обращения в Верховный Суд имеются. 11 декабря 1997 года Милли Меджлисом Азербайджанской Республики был принят закон «О присоединении ко Второму Факультативному Протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах, направленных на отмену смертного приговора» от 15 декабря 1989 года, на основе которого Азербайджанская Республика взяла на себя обязательства отменить смертную казнь, как вид уголовного наказания за отдельные категории преступлений, совершенные в мирное время.
Во исполнение данного международного обязательства, 10 февраля 1998 года Милли Меджлис принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-Процессуальный и Исправительно-Трудовой Кодексы Азербайджанской Республики в связи с отменой смертной казни в Азербайджанской Республике».
В Законе говорилось об исключении смертной казни из перечня видов уголовного наказания, предусмотренных в ст. 21 действующего Уголовного Кодекса. В связи с этим, как указывалось в Законе, в санкциях соответствующих статей Особой части УК наказание в виде смертной казни было заменено пожизненным лишением свободы.
Возникшая в результате проблема «15 лет» долгое время являлась главной темой для различных дискуссий. Суть данной проблемы заключается в том, что, по мнению некоторых юристов, после отмены смертной казни осужденным должно было быть назначено наказание не в виде пожизненного лишения свободы, а наказание в виде лишения свободы сроком на 15 лет, то есть самое максимальное наказание, предусмотренное в действующем на тот момент законодательстве.
Большинство юристов, а также международные эксперты, считают замену смертной казни на пожизненное лишение свободы в отношении осужденных абсолютно легитимной.
Я считаю, что Закон Милли Меджлиса Азербайджанской Республики соответствовал принятым нами международным документам и Конституцией нашей страны. Наказание в виде смертной казни было заменено на более гуманный вид наказания в виде пожизненного лишения свободы.
Необходимо напомнить и о постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 мая 2006 года по делу «Аликрама Гумбатова против Азербайджана». В части, касающейся вопроса законности замены ранее назначенной ему смертной казни на пожизненное лишение свободы, Суд постановил: «… по сравнению со смертной казнью пожизненное лишение свободы является более мягким видом наказания. Поэтому Суд не считает, что к заявителю было применено более строгое наказание, чем то, которое было предусмотрено им в момент совершения им преступления».
Кроме того, необходимо отметить и то, что при всем этом они не лишаются процессуального права на обжалование законности вынесенных в отношении их приговоров суда и каждая их жалоба будет тщательно рассмотрена. Также по истечении двадцатипятилетней части их срока они получают право на подачу обращений о замене назначенного им наказания лишением свободы на определенный срок или условно-досрочным освобождением.