Ереван давно вынашивает планы территориальных притязаний к Грузии

Однако, власти Армении боятся, что в таком случае для армян окажется закрытой и грузинская граница.

Как передает AZE.az, сотрудники спецслужб признают, что важности "агентурной разведки", вербовки самых неожиданных "источников" и т.д. никто не отменял, пишет echo.az. "Технологической" разведки – тем более. Однако больше всего информации разведки получают из так называемых "открытых источников", проще говоря, из прессы.

Причем иногда весьма информативным оказывается даже не наличие какой-то информации, а, как ни парадоксально, ее отсутствие. Если вдруг, делятся секретами мастерства, из научной и научно-популярной литературы исчезают все упоминания об исследованиях в какой-то области, которую доселе считали весьма перспективной, это значит, что на основе полученных данных разрабатываются новые виды оружия, и поэтому всю информацию засекретили.

Но бывает, что тема вдруг "исчезает" по политическим мотивам. Вот и в Армении перестали обсуждать перспективы транзита иранского газа в Грузию – сразу же после того, как стало известно, что Тбилиси и Баку договорились по газу, и закупок "со стороны" не предвидится. Новость хоть и ожидаемая, но все равно обидная. Особенно на фоне нынешнего ереванского безденежья.

В самом деле, несмотря на отчаянные манипуляции со статистикой, особых поводов для оптимизма экономические итоги 2015 года не внушают. Во всяком случае, президент Союза предпринимателей и промышленников Армении Арсен Казарян на конференции "Деловое сообщество Армении и ЕАЭС: проблемы, ожидания, перспективы" в минувший уик-энд старательно пытался изобразить оптимизм, но сил хватило только на то, чтобы выразить надежду: по итогам 2016-го года мы ожидаем прекращения разрушительных процессов в экономиках ЕАЭС. "Думаю, что в этом году мы также увидим становление развития экономик стран-участниц проекта евразийской интеграции.

А в 2017-2018 гг. можно будет надеяться и на экономический рост. Думаю, что уже наблюдающиеся в той же Армении тенденции дают нам возможность испытывать сдержанный, но все же оптимизм в отношении будущего экономик на пространстве ЕАЭС", старательно цитирует его "Обозреватель". И хотя затем господин Казарян старательно напоминал, что Армения и Россия не являются единственными странами мира, чьи экономики демонстрируют минусовые показатели, воодушевить сограждан ему не удалось.

При этом других источников финансовых вливаний, кроме партнеров по ЕАЭС, у Армении не осталось. Итоги визита в Армению главы европейской дипломатии Федерики Могерини не оставили здесь сомнений. "Пожалуй, единственным конкретным итогом стало то, что Могерини обещала рассмотреть возможность предоставления Армении денег для беженцев из Сирии. Армения привыкла в отношениях с ЕС настаивать на получении денег.

Во всем остальном, по крайней мере, в публичном разрезе, никакой конкретики, – иронизирует ереванская "Лрагир". – И возникает вопрос, для чего Могерини приезжала: не для баланса ли, чтобы ее визит в Азербайджан не выглядел слишком претенциозно?" По мнению издания, "отношения Армении и ЕС складываются с трудом. Министр иностранных дел Армении каждый раз напоминает, что Армения является членом ЕАЭС. А европейские чиновники каждый раз спрашивают – ну и что, разве вы не суверенная страна?" В условиях ереванской конкретики вопрос похож на тонкую издевку.

Впрочем, понятно и другое: вступив формально в ЕАЭС, возможности создать действительно единое таможенное пространство в силу географических причин эта страна не может. Транзит по территории Азербайджана и далее через транскаспийский маршрут в Казахстан для нее по понятным причинам закрыт. Можно, конечно, воспользоваться транзитом по территории Грузии в Россию, но, во-первых, это только автомобильный, но никак не железнодорожный транзит – абхазский участок Грузинской железной дороги остается закрытым. А во-вторых, Грузия избрала путь европейской интеграции, подписала соглашение об ассоциации с ЕС, а значит, входит уже в другую таможенную систему. Более того, ереванскому истэблишменту в очередной раз напомнили и о том, что скорого открытия армяно-российского железнодорожного транзита тоже ждать не стоит.

Российско-грузинские экономические связи в полном объеме вряд ли будут восстановлены без решения политических проблем, и вопрос открытия абхазского участка железной дороги – один из наглядных примеров – такое мнение в ходе организованной исследовательским центром "Регион" интернет пресс-конференции выразил аналитик газеты "Резонанси" (Грузия) Васо Капанадзе, передает Panorama.am.

"Хотя, если ощутимые сдвиги в процессе политического диалога будут вырисовываться, не исключено, что эти процессы могут идти параллельно. На сегодняшний день прямого политического диалога между двумя православными странами, как известно, не ведется", – отметил эксперт. Отвечая на вопрос обозревателя Panorama.am Армена Минасяна: "Армения уже входит в Евразийскую, а Грузия – в Европейскую экономическую зону. Руководство двух стран считает, что это не должно стать причиной появления разделительных линий, напротив, добрососедские отношения и экономическое сотрудничество между Арменией и Грузией должны сыграть связующую роль, стать неким мостом между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом. По Вашему мнению, возможно ли это, и, если да, то на основе каких механизмов?" – аналитик ответил:

"Добрососедские отношения между нашими странами – это факт. Что касается экономического сотрудничества, оно может продолжаться при любом раскладе. Мы члены Ассоциации внешней торговли (FTA), и наши республики могут в полной мере использовать возможности, предоставляемые участием в различных блоках (тем более, если ЕС и ЕАЭС будут сотрудничать а не противоборствовать). И потом, это хороший шанс для бизнеса, например через создание совместных предприятий". Это, конечно, лучше чем ничего, однако вышеперечисленные возможности вовсе не отменяют "зажатого" положения Армении.

Однако на этом фоне эксперты не исключают, что в ближайшее время и это "окно" может закрыться, причем по вине Еревана. Во всяком случае, более чем близкий властям "Голос Армении" вновь публикует статьи, которые точнее всего было бы назвать разжиганием сепаратизма в армянонаселенных регионах Грузии. На ее страницах об "интересах народа Джавахка", то есть армян Джавахетии, рассуждает президент общественной организации "Джавахкская диаспора России" Агаси Арабян.

Порассуждав о том, что грузинская реформа избирательного законодательства, по мнению защитников "интересов Джавахка" из России, всенепременно уменьшит представительство армян в грузинском парламенте, Арабян изрекает: "Мне трудно что-либо отсюда, издалека, реально предпринимать и рекомендовать, тем более что я не сомневаюсь в мудрости и смелости нашего джавахкского народа, который сам на месте обязательно решит и предпримет правильные действия. Вместе с тем выскажу свое мнение: пока до выборов еще есть время, считаю, моим джавахкским соотечественникам необходимо использовать все возможные цивилизованные формы воздействия с целью достижения изменений в возникших дискриминационных недоразумениях.

Ну а если власти проигнорируют, нагло не прислушаются к голосу местного армянского населения Джавахка и реальные изменения не произойдут, то осенью, ближе к дате выборов, последним надо будет перейти к таким принятым радикальным формам протеста, как, например, бойкот". И вообще, по его мнению, Джавахетии надо предоставить "национально-культурную автономию". И хотя Арабян обещает, что этот план не предусматривает отторжения территорий от Грузии, то, что в Ереване вынашивают планы территориальных притязаний и к Грузии, ни для кого не секрет – еще со времен "Вопиющих камней" Ильи Чавчавадзе. Конечно, в Ереване понимают: слишком резкие "телодвижения" на грузинском политическом поле, скорее всего, приведут к тому, что для Армении окажется закрытой и грузинская граница. Вопрос только в том, что в Ереване или в Москве будет приниматься окончательное решение.