Американские газеты почти единодушно констатируют, что поездка госсекретаря Кондолизы Райс и шефа Пентагона Роберта Гейтса в Москву не достигла поставленных целей, однако сами вояжеры высказываются более оптимистически.
Типичен комментарий Джонатана Лэнди в газете Sacramento Bee, выходящей в столице Калифорнии. По его словам, на первой встрече с Бушем бывший сотрудник КГБ Владимир Путин применил к американцу классические методы вербовки, апеллируя к его политическим и религиозным убеждениям. Буш был покорен. Как говорит Майкл Макфол из Гуверовского института, Буш и его советники “жестоко ошиблись в Путине”, решив, что “он добрый малый и один из нас”.
Сейчас же, пишет Лэнди, перед Райс и Гейтсом предстал “настоящий Путин” – “бескомпромиссный, глумливый русский националист”, который заставил их прождать 40 минут, а потом “высмеял цели их поездки перед репортерами и телекамерами”.
По наблюдениям Washington Post, Райс и Гейтс выслушивали путинский монолог с безучастным видом, хотя Райс временами выглядела не совсем довольной.
Американцы говорят, что за закрытыми дверями разговор носил “деловой и дружественный” характер, а публичные замечания Путина были, по словам Гейтса, “в основном театральным представлением”.
Проблема Ирана
Тем не менее, заокеанским гостям не удалось достичь своей главной цели – “продать” россиянам идею размещения элементов своей ПРО в Восточной Европе. Не сумели они и подсластить Москве эту пилюлю, предложив ей сотрудничать в создании противоракетного щита и пригласив российских наблюдателей на соответствующие объекты.
Гейтс, со своей стороны, повторил, что выдвинутая Москвой идея использования в американской системе ПРО Габалинского радара в Азербайджане не устраивает США по техническим причинам.
Райс заявила, что США не собираются прекращать попыток оказать финансовое давление на Иран в надежде заставить его отказаться от обогащения урана, которое, по мнению США, ставит себе целью создание атомного оружия. В этом вопросе между Москвой и Вашингтоном тоже нет понимания, и насколько можно понять, сейчас оно не образовалось.
Несмотря на все это, американские представители сказали журналистам, что довольны московскими переговорами, которые, по их словам, “позволили уменьшить расхождения по некоторым проблемам”.
Оптимизм Райс
Гейтс философски воспринял то, что россияне сейчас отвергли американские предложения о сотрудничество по ПРО. “Они почти всегда реагируют таким образом, – заметил шеф Пентагона. – Когда их оглоушивают какой-то новой идеей, они автоматически принимают защитную позу до тех пор, пока ее не переварят”.
Путин, по словам Гейтса, явно проявил интерес к некоторым предложениям американцев в отношении ПРО. Райс тоже высказалась оптимистически. Например, она заметила, что, на ее взгляд, ушли в прошлое времена, когда американцы высказывали россиянам претензии по части прав человека и слышали в ответ: “Не лезьте не в свое дело!”.
“Честно говоря, я не сталкивалась с таким тоном ни в одной из наших бесед”, – сказала госсекретарь.