В Ереване и в Баку наверняка понимают, что в случае конфликта их партнеры (Москва и Анкара соответственно) могут не оказать им полноценную помощь.
Как передает AZE.az, на вопросы echo.az отвечает руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков.
– На линии соприкосновения войск вновь неспокойно, армянская сторона постоянно нарушает режим прекращения огня. А на фоне ухудшения российско-турецких отношений ряд экспертов не исключают возможности начала военных действий в Карабахе. Как вы считаете, насколько вероятна война в нынешних условиях развития процесса урегулирования конфликта?
– Москва и Анкара обмениваются жесткими заявлениями. Вспомним хотя бы недавно озвученную позицию МИД Турции по поводу Крыма. Но реальное противостояние невыгодно обеим сторонам и они стараются не тратить серьезные ресурсы на борьбу друг с другом.
Есть показательные примеры из самых разных сфер – от военно-политической до экономической. Можно вспомнить, как слухи о подготовке создания в Грузии турецкой военной базы "ради сдерживания России" так и остались слухами.
Поэтому сценарий, согласно которому Россия и Турция будут на поле боя "выяснять отношения" руками Армении и Азербайджана, сейчас не особенно реалистичен.
Скорее наоборот, и в Ереване, и в Баку наверняка понимают, что в случае конфликта их партнеры (Москва и Анкара соответственно) могут не оказать им полноценную помощь уже потому, что будут заняты собственной "головной болью".
Конкретно Баку новая война в Карабахе невыгодна еще и потому, что в случае такого сценария Азербайджан упустит нынешние возможности для роста своего международного влияния.
Сегодня внешние игроки (Россия, Иран, Турция) заинтересованы в сближении с Баку и готовы за это бороться. Отметим, как Эрдоган подчеркивал значение визита в его страну Ильхама Алиева.
Противоречия между Москвой, Тегераном и Анкарой сегодня весьма сильны и приобретают все новые грани. Ценность Баку для всех трех держав в этих условиях возрастает. Но в случае войны в Карабахе уже Баку придется просить поддержки или нейтралитета этих держав. Поэтому и российско-турецкие противоречия, и напряженность вокруг Сирии скорее работают против войны в Карабахе.
– Недавно в Тбилиси прошла закрытая встреча, посвященная урегулированию карабахского конфликта, с участием американского сопредседателя Уорлика. При этом об участии азербайджанской стороны ничего сказано не было. Складывается ощущение, что сопредседатели МГ ОБСЕ лишь усугубляют процесс урегулирования. Как вы считаете, есть ли альтернатива сопредседателям? Можно ли изменить действующий формат?
– По сути, институт сопредседателей МГ ОБСЕ сейчас работает как инструмент не масштабного урегулирования конфликта, а поддержания его в замороженном состоянии. Но в нынешних условиях от него вряд ли стоит ожидать большего.
Конечно, даже решение этой задачи часто было более эффективней благодаря конкретной стране-посреднику, а не формату Минской группы в целом.
Отметим сочинскую встречу Алиева, Саргсяна и Путина после обострения обстановки в Карабахе в августе 2014 года. Ничего не мешает усилиям отдельных стран-посредников и сейчас. Но и отказываться от формата Минской группы тоже не стоит. Еще один институт, позволяющий сторонам конфликта договариваться, лишним не бывает.
– Существует ряд международных документов, в том числе четыре резолюции Совета Безопасности ООН, которые не исполняет Армения. Как вы считаете, почему международное сообщество не оказывают давление на страну-оккупант?
– "Международное давление" – такой же "политический товар", вопрос для торга. Никто не будет его оказывать просто так. Если ценность Баку в глазах внешнеполитических игроков серьезно поднимается или кому-то из этих игроков надо будет добиться уступок от Еревана в собственных интересах – давление на Армению может возрасти.
Пока же международное значение Азербайджана, и правда, возрастает. Но сил, чтобы заставить внешних игроков действовать в собственных интересах в карабахском вопросе у Баку пока недостаточно. Да и внимание большинства ведущих мировых и региональных держав пока отвлечено на совсем другие проблемы.
– Часто возникали разговоры о необходимости встречи азербайджанской и армянской общин Карабаха. Как вы считаете, сможет ли это сдвинуть процесс с мертвой точки, учитывая, что встречи президентов Азербайджана и Армении, как правило, не дают результата?
– Если бы такая встреча все-таки произошла, там высветились бы те же самые противоречия, что и между руководством Армении и Азербайджана. У азербайджанской общины (если иметь в виду представителей азербайджанских беженцев из Карабаха) просто нет поля для уступок.
То есть, чтобы такие переговоры сдвинулись с мертвой точки, все будут ожидать уступок от армянской стороны. Но у армянской общины сейчас нет причин идти на такие уступки.
Даже если бы представители обеих общин заявили, что по каким-то вопросам нашли общий язык, все равно для реализации таких договоренностей понадобятся гарантии тех, кто реально контролирует ситуацию в Карабахе.
Да и было бы наивно думать, что участники таких переговоров общин будут независимы от Баку и Еревана соответственно. То есть ситуация вернется туда же, откуда пришла – от "народной дипломатии" опять к переговорам политиков.
– Как вы думаете, есть ли сегодня возможность решить конфликт мирным путем? Каков оптимальный "рецепт" успеха?
– Сейчас вокруг Карабаха сложился баланс сил, который периодически проверяют на прочность, но в целом он почти всех устраивает. Хотя бы как временная передышка.
Чтобы стороны конфликта захотели достичь результата на переговорах, этот баланс сил должен оказаться под угрозой. Возможно, это резкое усиление или ослабление какой-то из сторон конфликта или ее партнеров.
Вспомним, например, ситуацию с пограничными соглашениями Китая и постсоветских государств. На фоне распада СССР и, наоборот, растущей мощи Пекина, эти страны захотели заключить с ним соглашения, даже ценой определенных территориальных уступок, зато быстрее, пока их позиции для торга не стали еще слабее.
Как было сказано выше, у Азербайджана сейчас практически отсутствует поле для уступок по карабахскому конфликту. Первый большой шаг на подобных переговорах – освобождение районов так называемого "пояса безопасности". И это шаг, который может сделать Армения. Но у нее сейчас нет причин идти на такую уступку.
Благоприятный для Баку сценарий предполагает, что, либо внешние игроки окажут давление на Ереван, либо сама армянская сторона будет видеть в нынешнем замороженном состоянии конфликта больше затрат и упущенной выгоды, чем в случае переговоров. То есть в ближайшее время больших подвижек по урегулированию конфликта ожидать не стоит.