Эксперт: ни Ильхам Алиев, ни Серж Саргсян не идут на поводу у Госдепа

Обострение ситуации в Нагорном Карабахе показало, что конфликт не заморожен и требует скорейшего решения.

Как передает AZE.az, Vesti.Az публикует интервью с заместителем директора Российского института политических исследований Дарьей Гревцовой.

– Хотели бы узнать Ваше мнение по поводу недавней эскалации насилия в Нагорном Карабахе.

– Обострение ситуации в Нагорном Карабахе показало, что конфликт не заморожен и требует скорейшего решения. Нынешнее состояние конфликта соответствует расстановке сил  двадцатипятилетней давности, а не сегодняшней, и Азербайджан не готов мириться со статусом-кво. Азербайджан показал свои возможности и готовность военным путем дать отпор врагу и вернуть принадлежащие ему территории. Но Ильхам Алиев предпочел решать этот вопрос дипломатическим путем, что говорит о его мудрости и дальновидности.

Война в регионе влечет новые человеческие жертвы, разбитые и несчастные семьи, международную изоляцию и экономический кризис. И больше, чем другие страны свою активную заинтересованность в дипломатическом разрешении нагорно-карабахского конфликта показала Россия. Свидетельство этому визиты в Ереван и Баку премьер-министра Дмитрия Медведева, Сергея Лаврова и Дмитрия Рогозина.

Руководством России прикладываются всевозможные усилия найти компромисс между обоими сторонами и предотвратить новое вооруженное противостояние. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что статус-кво в карабахском конфликте неприемлем, что, кстати, соответствует официальным высказываниям Баку. Нейтральная позиция России, Казахстана, Белоруссии и других стран означает, что, не смотря на дружеские отношения с Арменией и договор ОДКБ, руководство стран согласно с резолюцией ООН и не считает Нагорный Карабах армянской территорией. Это важно понимать, поскольку Россия рассматривает Азербайджан как своего стратегического партнера и друга. У нас много экономических и гуманитарных проектов, которые выгодно реализовывать вместе. И дипломатическое разрешение этого конфликта создаст еще больший стимул для укрепления наших отношений.

– По-вашему, правильно ли сделал Азербайджан, согласившись на перемирие?

– Абсолютно правильно. Азербайджан показал, что если он захочет, если не будет компромисса, он готов к войне. И сейчас, когда это поняли в Армении, президент решил возобновить переговоры уже с большей интенсивностью. Военный путь – это худший вариант развития событий. Он не выгоден Азербайджану.

– В России все чаще звучат мнения, что в эскалации насилия были заинтересованы третьи силы. Согласны ли Вы с этим утверждением?

– Существуют версии, что в эскалации конфликта поспособствовали Турция или США. Я в это не верю. Азербайджан показал себя страной, в которой проводится независимая политика и все решения принимаются самостоятельно. Естественно, что друг и партнер Баку, – Анкара поддержала Азербайджан в этом конфликте и была готова помочь. Но то, что Турция спровоцировала вооруженное противостояние – это фантазии. Тоже самое и с США. Конечно, Западу выгодно, чтобы в мире творился контролируемый ими хаос и чтобы Россия была ослаблена войнами у ее границ, но ни Ильхам Алиев, ни Серж Саргсян не идут на поводу у Госдепа. Это видно по их внутренней и внешней политике. За что часто становятся предметом для критики и санкций со стороны США.

– Как отразиться последняя эскалация на развитие в регионе?

– Последняя эскалация была самой мощной за все время конфликта и, конечно, это будет иметь свои последствия. Мы видим огромный рост патриотических настроений в Азербайджане, огромное количество молодых людей изъявили желание идти на фронт и защищать свою Родину. Массовые акции, не только в Баку, но и за границей сплачивают людей и дают ощущение единства. Это очень важно для победы. В этой непростой ситуации действующей власти важна поддержка своего народа и она есть.

– Война ли ключ к решению конфликта или должны быть предприняты другие способы решения противостояния?

– Война – это крайняя мера, при которой даже победители несут огромные потери. С другой стороны, ее проще всего начать. Не надо думать над компромиссом, не надо договариваться. Хочется верить, что мудрые правители никогда такой путь не выберут. Они помнят опыт своих предков. Для решения конфликтов существуют и другие способы. Они трудные, требующие компромисса и уступок с обоих сторон, но они оправданы жизнями людей своего народа.

Мне представляется, что способ решения противостояния уже есть, его поддерживают Россия, Франция и США. На первом этапе пять из семи оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха Армения передает Азербайджану, взамен Армения получает снятие с нее экономической блокады, открытие транспортных коридоров и размещение миротворцев. На втором этапе, когда беженцы вернуться в свои дома, когда начнутся экономические отношения и градус ненависти друг к другу спадет, будет проведен референдум о статусе Нагорного Карабаха. Таким образом, шаг за шагом, дипломатическим путем возможно вернуть себе земли.  Это будет большой стратегической победой азербайджанского народа – без жертв и насилия.

– Хотели бы получить вашу оценку освещения событий в Карабахе со стороны СМИ России.

– От своих азербайджанских коллег приходится слышать, что российские СМИ предвзято освещают события в Нагорном Карабахе. Такую ситуацию вполне можно объяснить тем, что во многих СМИ: телевидении, газетах, журналах руководители и главные редактора армяне. Армянская диаспора очень сильна в России. Многие из них работают в медийном бизнесе. И это естественно, что они будут лоббировать свои интересы. У них довольно активные и подготовленные спикеры на телепередачах, ведется активная работа в социальных сетях. Но, по моему мнению, в данном случае стоит обращать внимание не только на ток-шоу, но и на выпуски новостей на федеральных российских каналах и слушать, как трактуют события там, поскольку они отражают официальную позицию властей.

С моей точки зрения, повестка очень отличается от того, что мы могли бы услышать несколько лет назад. Ее никак нельзя назвать проармянской. Официальный представитель МИДа Мария Захарова ситуацию с выдворением журналистов LifeNews прокомментировала в поддержку Азербайджана, заявив, что они необъективно освещали события. Это беспрецедентный случай, когда МИД России поддержал высылку российских журналистов из другой страны. И общественное мнение Азербайджана должно видеть, что МИД России в этой критической ситуации очень позитивно относится к Баку.

Также считаю, Азербайджану необходимо на медийном уровне активнее налаживать каналы коммуникации, использовать своих экспертов в ток-шоу на телевидении, доносить свою позицию через российских медийных лиц. На уровне пресс-служб министерств выпускать пресс-релизы и официальные сайты и на русском языке тоже, чтобы российские журналисты могли использовать эту информацию.

Что касается тональности в российских СМИ, то за последние пару лет она значительно изменилась в пользу Азербайджана.  Все больше в прессе появляются не криминальные сводки с участием азербайджанцев, а статьи о новых пунктах экономического и гуманитарного сотрудничества. Многие российские эксперты, включая и депутатов Государственной Думы и членов Общественной Палаты РФ, заговорили о важности сотрудничества с Азербайджаном. Количество друзей Азербайджана в России существенно увеличилось.