Признание Ереваном Нагорного Карабаха, безусловно, будет воспринято очень негативно, очень резко, и это не способствует атмосфере нормальных переговоров.
Как сообщает AZE.az, журналист-международник Владимир Сухой на «Эхе Москвы» в программе «Особое мнение» заявил, что в последние годы довольно подробно занимался проблемой Нагорного Карабаха.
Комментируя подготовленный в Армении законопроект о признании Нагорного Карабаха, он отметил, что этот шаг был ожидаемым после 2-5 апреля, когда это было обострение, вооруженное противостояние и 5 апреля было заключено перемирие с помощью Москвы, и серьезной помощью, нужно сказать. В Ереване уже тогда пошли разговоры о том, «что коль так, то надо нам срочно признавать Нагорный Карабах, и это выход, это наша карта козырная, и это то, что мы можем предъявить городу и миру на переговорах, это сильная будет позиция».
«Я так, конечно, не считаю. Я, вообще, считаю, что сейчас не нужно трогать это соглашение, которое было достигнуто в 94-м, 95-м году о перемирии. Оно бессрочное. Надо ему поклониться в ноги, этому соглашению, которое позволило все эти годы все-таки не вести военных действий. И надо на основе этого бессрочного соглашения садиться за стол переговоров и не привносить никаких раздражающих факторов, потому что признание Ереваном Нагорного Карабах, безусловно, и уже это ясно – уже четко сказано в Баку – будет воспринято очень негативно, очень резко, и это не способствует атмосфере нормальных переговоров. А нужно идти на компромиссы, нужно разговаривать, нужно вести поиск решений этого конфликта. Потому что нельзя уже больше ждать. 25 лет… все равно это закончится плохо, если сейчас не договориться. Вот сейчас самое решающие, мне кажется, 15-20 дней после праздников, где-то, может быть, месяц при том настрое Москвы – а мы понимаем, что Москва делает сегодня все возможное и невозможное, чтобы как можно скорее посадить за стол переговоров армянскую и азербайджанскую стороны и достичь какого-то соглашения».
В.Сухой считате, что Россия в этом конфликте не должна поддерживать ни ту, ни другую сторону. «Но тут уже как бы мы не можем по-другому, потому что так сложилась жизнь. Армения – это наш традиционный стратегический союзник, а Азербайджан тоже страна, которая во многом поддерживает Россию, единственная страна СНГ, где очень хорошо жить русским и быть русским. Там, действительно мультикультурализм, там нет какой-то проблемы русского населения, которые как бы возникли после распада Советского Союза во все бывших республиках. Мы это очень ценим. И там есть Ильхам Алиев, человек, с которым можно разговаривать, договариваться, абсолютно вменяемый, серьезный политик, президент. Поэтому сейчас время «Ч».
«Признание Нагорного Карабаха – это было бы безумием со стороны Армении, как мне кажется. Не пойдет армянская сторона на это, как мне кажется опять же», – подчеркивает российский эксперт.
Комментируя вопрос, почему в начале апреля произошло это обострение, почему началась такая активная фаза боевых действий, В.Сухой отметил: «По-моему, ни в Ереване, ни в Баку даже очень умные люди не способны сколь-нибудь авторитетно и аргументировано сказать, почему это произошло. Есть человеческий фактор. Есть усталость не только металла, но человеческая усталость, потому что – мы об этом не сообщали – до этого, в самом начале года положение на линии соприкосновения войск было очень напряженное. Почти каждый день 100-120 обстрелов с обеих сторон. И люди устают, техника устает… нервы. Люди не железные. Поэтому я допускаю, что, собственно говоря, кто-то нажал соответствующие кнопки, а кто-то, естественно, ответил всей мощью, которая только была возможна, не традиционно, как отвечали просто на выстрел одним выстрелом, а ответили в десять-двадцать раз… массированными ударами, и потом начали друг друга обвинять. В Баку абсолютно уверены, что это была не спровоцированная атака армянских вооруженных сил. Естественно, Ереван говорит, что это была атака, ничем не спровоцированная, азербайджанских сил…».
По его мнению, обострение «никому не выгодно, и на тот момент и сейчас никому не выгодно, потому что ну нет военного варианта решения этой проблемы, это признают и в Баку и в Ереване, и об этом твердят и сопредседатели Минской группы ОБСЕ, которые занимаются этой проблемой».