"В целом, конечно, при 50 долларов за баррель, и тем более при 60 долларов, многие проекты становятся рентабельными".
Как передает AZE.az, впервые с начала ноября 2015 года цена нефти Brent достигла отметки в $50 за баррель. Об этом свидетельствуют данные торгов на лондонской бирже ICE. Также дорожает и нефть марки WTI на торгах в Нью-Йорке: цена июльских фьючерсов достигала уровня $49,88 за баррель. Это происходит после выхода данных о сокращении нефтедобычи и коммерческих запасов топлива в США.
По оценкам American Petroleum Institute, которые приводит агентство Bloomberg, резервы топлива в США уменьшились на 5,14 млн баррелей. Ранее сообщалось, что они снизились на 4,2 млн баррелей, или на 0,8%, – до 537,1 млн баррелей. Согласно прогнозу аналитиков, они должны были сократиться лишь на 2,45 млн баррелей – до 538,85 млн баррелей. Запасы дистиллятов уменьшились на 1,3 млн баррелей, или на 0,8%, – до 150,9 млн баррелей против прогнозируемого показателя в 1,083 млн баррелей.
Банк Goldman Sachs опубликовал 16 мая прогноз, по которому нефтяные цены вырастут до $50 за баррель из-за падения добычи. Производство снижается из-за лесных пожаров в Канаде и террористической атаки на нефтепроводы в Нигерии. Рост цен на нефть оказывает дополнительную поддержку сырьевым рынкам.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в первую очередь заявил, что главным фундаментальным фактором ценообразования является не баланс спроса и предложения, а монетарный фактор, то есть то, сколько сейчас денег, а именно долларов, крутится в экономике. "Потому что чем дешевле вы можете взять кредит, тем проще вам купить что-то, в том числе и фьючерсы на нефть. То есть, это действительно биржевой фактор. Поэтому главное, что сейчас надо ожидать, – это завтрашнее выступление главы ФРС США. Если они поднимут ставку рефинансирования, то денег в экономике станет меньше, не на что будет покупать фьючерсы, следовательно, нас ждет серьезная коррекция вниз. Если же ставка останется на прежнем уровне, то постепенный рост цен продолжится, и постепенно, через несколько месяцев, цена может подобраться к $55 за баррель", – пояснил эксперт, добавив, что, когда со ставкой рефинансирования ничего не происходит, тогда уже биржевые игроки начинают смотреть на другие факторы – и запасы нефти в США, и спрос в Китае, и теракты в Нигерии, и пожары в Канаде и так далее.
Говоря о том, при каких нефтяных ценах в США вновь развернется активная добыча сланцевой нефти, аналитик указал на то, что большинство проектов возобновит свою работу при нефти в районе $60 за баррель. "Но все равно все проекты в США отличаются, зачастую на одном месторождении себестоимость их может разниться. В целом, конечно, при $50 за баррель, и тем более при $60, многие проекты становятся рентабельными. Хотя если раньше многие высокорентабельные проекты держались довольно долго, то есть были нерентабельными, но при этом все равно на них велась добыча, то теперь американский сектор добычи немного урежется. Дело в том, что прежде банки легко предоставляли им кредиты. Сейчас же после стольких банкротств и списания убытков в самих банках так охотно выдавать кредиты им никто не будет. Это приведет к тому, что часть проектов уйдет с рынка навсегда или, по крайней мере, до достижения более высоких цен. Так что ситуация для американских сланцевых нефтедобытчиков в любом случае ухудшилась навсегда, поскольку банки уже не так охотно и быстро будут выдавать им кредиты", – поведал Игорь Юшков.
Также он отметил, что падение нефтяных цен в 2015-2016 годах дало импульс экономическому развитию и Китая, и Индии, и частично европейцам, и американцам. "Потому что дешевая нефть – это дешевый газ, поскольку, как правило, у газовых цен идет ценовая привязка к нефти, особенно в Европе. А дешевый газ – это дешевое электричество, соответственно, себестоимость товаров ниже, а значит, их будут более охотно покупать, то есть рынок сбыта расширяется. Так что в целом эти низкие цены подстегнут развитие экономики и Китая, и Индии. Да, темпы роста Китая сокращаются, но при этом они не отрицательные, там нет падения. То есть, рост все равно есть, просто не прежними темпами. Так что не стоит драматизировать ситуацию. Просто часть темпов роста Китая будет компенсироваться за счет роста в той же самой Индии. Рост все равно будет, пусть и не такой быстрый, но он восстановит и рост потребления энергоресурсов в Китае, Индии и Европе. В США, например, вообще сильно возросла межтопливная конкуренция. Там газовая генерация за счет дешевого газа вытесняет атомную. То есть, американцы собираются закрывать некоторые атомные блоки, заменяя их газовыми станциями", – сообщил аналитик.
Помимо этого, он поделился своим мнением о том, может ли этот спрос подстегнуть рост цен. "В целом, конечно, и любые позитивные новости о том, что спрос растет в Китае, Индии или еще где-то. Биржевики смотрят на это и думают: спрос растет, значит, цена будет повышаться, а если будет повышаться, то надо сейчас купить фьючерсы, когда они дешевле, а потом продать их подороже. И из-за того, что они начинают их скупать, фьючерсы и растут в цене. То есть это массовая психология на бирже. Поэтому зачастую даже не факт роста спроса в странах-потребителях, а сама новость подстегивает цены к росту. Так что вполне возможно, что цены будут расти вслед за новостями о росте потребления", – резюмировал Игорь Юшков.
В свою очередь, старший аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин обратил внимание на то, что падение запасов США является далеко не частным фактором, а частью большой тенденции, которая наблюдается последние два месяца. "Это отражает снижение добычи в США, рост переработки, рост спроса нефтепродукции. Все это не является чем-то экстраординарным. Что касается одномоментных факторов, которые могут где-то снизить добычу, уменьшить поставки на мировой рынок, естественно, у них есть потенциал подвинуть рынок буквально на 2-3$, но не более. Если говорить о том, насколько эта цена отражает нынешнее равновесие спроса и предложения, то оно немного опередило реальное положение дел на рынке, поэтому мы можем увидеть небольшое ослабление. Во второй половине этого года, безусловно, цена в $50 долларов отражала бы баланс спроса и предложения. Сейчас, возможно, это связано с какими-то краткосрочными факторами, так что существует вероятность небольшого падения до тех же $48", – считает эксперт.
Кроме того, он коснулся вопроса о возобновлении активной добычи сланцевой нефти в США. "В какой-то момент добыча нефти в Америке перестанет падать. На протяжении 11 недель она медленно, но очень стабильно снижается. Соответственно, буровая активность тоже падает. Но только статистика может показать, закончится ли падение добычи. Если вдруг мы увидим, что цена на нефть остается на уровне $50, а добыча перестала падать, значит, мы где-то ошиблись. Но исходя из экономики, такой массовый разворот и возвращение этой нефти на рынок, расконсервация скважин, рост буровой активности произойдет тогда, когда нефть будет в районе хотя бы $55-60", – сообщил старший аналитик "Уралсиб Кэпитал".
Также он указал на то, что основная проблема со спросом была не столько в развитых странах, где это было довольно предсказуемо, а в Китае, поскольку рынок закладывался на больший рост спроса, чем сейчас. "Говорить нужно о каком-то неожиданном росте либо на китайском рынке, либо на индийском рынке, потому что сейчас самый большой рост идет именно в Индии. Вообще со стороны спроса я не вижу особо непредвиденных драйверов, я думаю, что вся интересная интрига будет на стороне предложения", – заключил Алексей Кокин.