«Позиция Армении – сохранить статус-кво в зоне конфликта, что делает переговорный процесс в связи с урегулированием конфликта бесполезным. Страны-сопредседатели постоянно хотят держать Азербайджан в переговорном процессе. Потому что, когда Азербайджан садится за стол переговоров, то он не воюет. Что же касается того, что страны-сопредседатели помогут сторонам прийти к компромиссу, то могу сказать, что предварительным компромиссом может стать возвращение Арменией Азербайджану нескольких оккупированных ею районов взамен на снятие транспортной блокады».
Как передает AZE.az, если в ближайшее время не состоится второй раунд встречи президентов Армении и Азербайджана, то ситуация на линии соприкосновения вновь обострится. Об этом в своем заявлении московскому корреспонденту АПА сказал российский политолог, глава аналитического бюро «Alte et Certe» Андрей Епифанцев.
По его словам, проведение в Вене встречи президентов само по себе является позитивным фактором: «Надо учитывать, что месяц назад напряженность на линии соприкосновения была на пике. Армения заявила, что вообще выходит из переговорного процесса. Кроме того, для возобновления переговоров Ереван выдвинул предварительные условия: гарантия соблюдения азербайджанской стороной режима прекращения огня и другие. Но как видно, ни одно из выдвинутых Арменией условий не было выполнено, и Ереван сел за стол переговоров».
По мнению российского эксперта, если в переговорном процессе не будет реального прогресса, то угроза войны вновь станет актуальной: «Позиция Армении – сохранить статус-кво в зоне конфликта, что делает переговорный процесс в связи с урегулированием конфликта бесполезным. Страны-сопредседатели постоянно хотят держать Азербайджан в переговорном процессе. Потому что, когда Азербайджан садится за стол переговоров, то он не воюет. Что же касается того, что страны-сопредседатели помогут сторонам прийти к компромиссу, то могу сказать, что предварительным компромиссом может стать возвращение Арменией Азербайджану нескольких оккупированных ею районов взамен на снятие транспортной блокады. Считаю, что страны-сопредседатели должны оказать давление на Армению в этом. Сохранив статус-кво в последние 20 лет, Армения думала, что достигла успеха. Но апрельские события доказали обратное. Армения увидела, что за последние 20 лет военная обстановка изменилась в пользу Азербайджана. Поэтому считаю, что нынешняя военно-политическая ситуация сделает возможным отход Армении от позиции, которую она занимала долгие годы. Тогда возникнет определенная возможность для достижения компромисса».
Член Общественной палаты России, директор Института политических исследований, политолог Сергей Марков прокомментировал АПА встречу президентов с участием сопредседателей в Вене так: «Хоть со стороны встреча президентов и выглядит безрезультатной, эта была важная встреча. На этой встрече никакой договоренности достигнуто не было, кроме как договоренности о расследовании инцидентов на линии соприкосновения. Эта встреча нужна была для поэтапного достижения известной формулы. Это Казанская формула, связанная с урегулированием конфликта – снятие блокады с Армении взамен на возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха. Чтобы достичь этой формулы должно быть проведено еще несколько подобных встреч. Встречу в Вене также можно назвать возобновлением переговорного процесса после «четырехдневной войны». Считаю, что до конца этого года в переговорном процессе будет достигнут успех».
С.Марков также отметил, что по Казанской формуле между сторонами конфликта достигнута договоренность на 95 процентов: «Остальные 5 процентов это расхождение во мнениях. Армянская сторона на предварительном этапе согласилась вернуть 5 районов, Азербайджан же потребовал вернуть не 5, а 6,5 районов (с условием сохранить для Армении Лачынский коридор). Второе расхождение связано с упоминанием в какой-либо форме известных резолюций Совбеза ООН в итоговом документе. Потому что в этих резолюциях отмечается, что Нагорный Карабах является территорией Азербайджана. Армения же против этого, потому что это не в ее интересах. Конечно, еще один важный момент – вопрос участия азербайджанских переселенцев в референдуме, который будет проведен в Нагорном Карабахе. Азербайджан старается внести этот вопрос в итоговый документ».