Эксперт: предложения Путина по Карабаху основаны на мадридских принципах

Важность позиции Москвы заключается еще и в том, что президент России поддерживает личные хорошие отношения и с президентом Азербайджана, и с президентом Армении.

Как сообщает AZE.az, исполнительный директор политологического центра «Север-Юг» (Москва) Анжелика Трапезникова прокомментировала haqqin.az встречу президентов Азербайджана, России и Армении в Санкт-Петербурге.

«Очевидно, что после резкого обострения ситуации в зоне конфликта весной этого года посредники пытаются выйти на новый формат контроля за ситуацией. Поэтому в центр внимания выносятся вопросы расширения функций мониторинговых миссий и наблюдения за соблюдением режима прекращения огня. Но это только одна сторона медали.

Карабахский конфликт затянулся настолько, что любая договоренность начнет по-настоящему работать только тогда, когда будет виден свет в конце тоннеля. То есть, намечена дорожная карта решения карабахской проблемы в соответствии с резолюциями международных организаций», констатирует российский эксперт.

«Иными словами, решение тактических вопросов не может подменять собой достижение фундаментальных принципов урегулирования. Именно поэтому активность российской дипломатии на карабахском направлении не исчерпывается очередными заявлениями о недопустимости силового решения проблемы. Идет очень активный поиск путей выхода на реальный компромисс. С этих позиций и следует рассматривать трехстороннюю встречу с участием Владимира Путина», – уверена А. Трапезникова.

Политолог считает, что общественная дипломатия в зоне конфликта не сказала своего последнего слова. Российский некоммерческий сектор также выступает в роли своеобразного миротворца и организует встречи с участием армянских и азербайджанских экспертов, журналистов, экономистов на нейтральных площадках. «Диалог идет, трудно, но идет», – сказала Трапезникова.

Она убеждена, что встреча состоялась под эгидой Владимира Путина, а не Минской группы ОБСЕ не потому, что идет конкуренция между миротворческими форматами.

«Скорее, они взаимно дополняют друг друга. Важность позиции Москвы заключается еще и в том, что президент России поддерживает личные хорошие отношения и с президентом Азербайджана, и с президентом Армении. То есть, может сработать и некий субъективный фактор взаимного доверия. Что же касается возможностей Минской группы, то я не думаю, что ее потенциал полностью исчерпан.

Есть примеры конфликтов, которые продолжаются и более длительное время. Из современной истории – пример Кипра, где с 1974 года продолжается конфликт между турецкой и греческой общинами. Но в то же время эти исторические факты вовсе не означают, что ситуация вокруг Карабаха может быть заморожена навечно. Активизация действий российской дипломатии на этом направлении как раз и свидетельствует о том, что в Кремле понимают исчерпанность прежних схем сохранения стабильности вокруг конфликта.

Что же касается конкретных предложений нашего президента, то полагаю, что они основаны на реализации мадридских принципов при определенных гарантиях России для сторон конфликта», – резюмировала А.Трапезникова.