Фикрет Садыхов: «В переговорном процессе по карабахскому урегулированию многое будет зависеть от России».
Как передает AZE.az, в интервью «Москва-Баку» азербайджанский политолог Фикрет Садыхов рассуждает об итогах рабочего визита Ильхама Алиева в Германию и делится своим мнением о том, что может дать предстоящая встреча президентов Азербайджана и Армении.
– Как вы оцениваете визит Ильхама Алиева в Германию?
– Рабочая поездка президента Азербайджана в Берлин была давно спланирована, и, несмотря на разные сложности, в частности, связанные с обострившимися немецко-турецкими отношениями, визит все-таки состоялся. Это говорит о важности приоритетов нашей страны во внешней политике, и как бы подчеркивает серьезность Азербайджана и Германии в налаживании двухстороннего сотрудничества в различных сферах. Подтверждением этому как раз таки и стал проведенный в Берлине экономический форум, который был запланирован в рамках рабочего визита президента Азербайджана. Ильхам Алиев обратился к деловым кругам Германии вкладывать инвестиции и развивать торгово-экономические отношения с нашей страной, что было достаточно позитивно воспринято немецкой стороной.
Для нас важны двухсторонние азербайджано-германские отношения, потому что мы вовлечены в ряд крупных проектов и превратились в ведущего игрока Южного Кавказа, и Германия с этим считается. Она понимает важность нашей страны в этом регионе, стремится развивать эти взаимоотношения и тут, конечно же, многое может зависеть от нас.
– Как вы считаете, на что делает акцент Германия во взаимоотношениях с Азербайджаном? Ведь на итоговой пресс-конференции двух президентов Ангела Меркель коснулась как карабахской тематики, так и диверсификации энергоресуров, и даже последнего акта о помиловании…
– Германия, как европейская страна придерживается определенных шаблонов, которые давно выработаны в Евросоюзе и связаны с демократией и правами человека. Естественно, она должна была об этом говорить, воспользовавшись присутствием президента Азербайджана, и подчеркнула, в частности, важность постановлений о помиловании. Но важно и другое – президент Ильхам Алиев на этой встрече достаточно четко и аргументировано рассказал о наличии демократии и свободы слова в Азербайджане, и о многом другом. Все это достаточно показательно.
Касательно вопроса карабахского урегулирования, Меркель подтвердила еще раз мысль, которую она не раз высказывала до этого – о необходимости мирного урегулирования азербайджано-армянского конфликта. К этой позиции мы собственно позитивно относимся, Азербайджан не отрицает переговорный процесс и более 20 лет вовлечен в него. Но в тоже время Ильхам Алиев отметил, что статус-кво не может быть вечным, об этом, кстати, ранее говорили и сопредседатели Минской группы ОБСЕ. В сложившейся ситуации главным для нас является освобождение оккупированных азербайджанских территорий и определение статуса Нагорного Карабаха на основе норм международного права. Президент Азербайджана еще раз достаточно четко и ясно дал понять, что наша страна привержена мирному пути урегулирования карабахского конфликта, у нее есть конкретные цели и задачи, и она от них отходить не собирается.
– Германии когда-то прочили место в Минской группе ОБСЕ, а после последних апрельских событий на линии соприкосновения войск в Карабахе, она заявила о том, что может предложить свой план разрешения конфликта. Как вы думаете, насколько Берлин заинтересован в карабахском урегулировании?
– Не забывайте, что Германия входит в число стран участников Минской конференции, после которой и была создана минская группа ОБСЕ. Официальный Берлин всегда заявлял о том, что он учитывает вопросы территориальной целостности Азербайджана и выступает за разрешение этой проблемы на основе норм международного права. Я не вижу особых отличий позиций Германии от других европейских стран, которые призывают нас к продолжению мирного переговорного процесса, а в ответ слышат от нас четкий контраргумент о необходимости на первом этапе освобождения оккупированных территорий.
– Какие у вас ожидания от предстоящей в июне встречи президентов Азербайджана и Армении?
– Вспомним, что на последней встрече президентов в Вене, где участвовали главы МИД Азербайджана и Армении, а также сопредседатели Минской группы ОБСЕ уже чувствовалась большая заинтересованность в решении карабахского конфликта. Я считаю, что впервые отчетливо прозвучали заявления главы МИД России Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри о том, что на следующей встрече уже должны быть обсуждены контуры будущего мирного соглашения. Это говорит о том, что в решении проблемы важную роль играет Россия и США, и та встреча стала тому подтверждением. Влиятельные державы проявили заинтересованность после апрельских событий, когда Азербайджан освободил часть своих территорий, продемонстрировав волю и военный потенциал и дав понять, что не собирается мириться с оккупацией своих земель. Эти государства понимают, что должны появиться какие-то подвижки в подписании мирного соглашения и думаю, что на июньской встрече могут быть обсуждены более конкретные сегменты будущего договора.
Кстати, в переговорном процессе, я считаю, многое будет зависеть от России. На пресс-коференции в Берлине Ильхам Алиев отметил важную роль России в урегулировании карабахского конфликта, и, говоря о стратегическом партнерстве с Москвой, высказал уверенность и надежду в том, что она продемонстрирует добрую волю и усилия в урегулировании этого многолетнего конфликта.