В Армении антироссийские настроения возникли не в этом, и не в прошлом году, а намного раньше.
Как сообщает AZE.az, армянский Первый Информационный побеседовал с председателем действующего в Москве Научного союза кавказоведов, политологом Александром Крыловым.
– Господин Крылов, в дни четырехдневной апрельской войны в Армении углубились антироссийские настроения, в связи с продажей оружия Азербайджану со стороны России. Как вы считаете, могут ли эти трудности заставить Москву пересмотреть свою политику в отношении Армении, учитывая тот факт, что Армения в регионе является самой лояльной к Москве страной?
– В Армении антироссийские настроения возникли не в этом, и не в прошлом году, а намного раньше. Думаю, все началось с 2008 года, после российско-грузинской войны. Ведется четкая работа информационно-пропагандистского характера. Армению трудно было использовать, когда настолько глубокими были пророссийские настроения, задачу изменили, эксперты, молодежные организации начали проводить четкую работу. Например, со стороны Российского центра стратегических исследований был проведен опрос в 2014 году, и выяснилось, что армянская пресса входит в десятку стран мира, имеющих враждебное отношение к России. Все это, конечно, влияет на политику России, и на государственном, и на общественном уровне. Сейчас мы видим в СМИ отрицательные тенденции. Во время столетней годовщины «геноцида» в российской прессе были такие публикации, которые раньше невозможно было увидеть. Вплоть до того, что авторы отмечали, что «геноцида» не было. То есть, мы видим, что ситуация меняется, и меняется не в лучшую сторону, это вполне очевидно.
Вспомните дело Пермякова, какие крайне эмоциональные публикации были о том, что Россия не передаст это дело армянскому правосудию, а сейчас его судит суд Армении, но я не вижу публикаций об этом.
К чему все это приведет? Власти России будут вынуждены каким-то образом отреагировать. Сейчас я готовлю доклад о том, как изменилась политика России в отношении Армении. И что самое главное, в этой ситуации наши власти не исключают самый худший сценарий по части Армении, по примеру Грузии или Украины. Вплоть до выведения российских войск, конечно, это не самый вероятный вариант, но возможный.
– Имеете в виду 102-ую военную базу?
– Да, пограничников. Ведь это вы проводите акции с требованием выведения российских пограничников, наши власти не могут не услышать об этом. Повторяю, что это не самый вероятный вариант, но возможный.
– А по части продажи российского оружия будут пересмотры? Продолжит ли Россия продавать оружие Азербайджану, особенно, когда на государственном уровне есть недовольство относительно того, что наших солдат на границе убивают из российского оружия? Это бизнес или четкая политика?
– Это очень сложный и болезненный вопрос. Если посмотреть на то, какое вооружение потерял Азербайджан в апреле, то в основном это были украинские танки и вертолеты. Когда ваш замминистра иностранных дел говорит, что Россия должна вести себя как Франция и Соединенные Штаты, и не поставлять оружие Азербайджану, он забывает, что Россия поставляет оружие и Армении, и Азербайджану. Когда Россия начнет вести себя, как западные страны, то не будет поставлять оружие Армении. Азербайджан покупает оружие также у Турции и Украины. Когда говорят, что европейские страны не поставляют оружие Азербайджану, это неправильно, потому что Турция является членом НАТО. В этой ситуации для России нет хороших выходов, все плохие, то есть, плохие и наихудшие.
Просто плохим выходом для Москвы является продажа оружия Азербайджану по рыночным ценам, а Армении – либо очень дешево, либо бесплатно, как партнеру по ОДКБ. Это оружие стреляет с обеих сторон, если мы не будем этого делать, в первую очередь пострадает Армения, а так, баланс сохраняется. Несмотря на сложность проблемы, не нужно подходить к ней эмоционально.
– Если недовольство по поводу продажи оружия звучит даже на государственном уровне, вплоть до того, что Серж Саргсян об этом сказал в Германии, это человек, который всегда вел лояльную политику с Россией, возможно ли то, что накануне 2017 года Россия начнет искать новых партнеров в Армении?
– Здесь мне нечего сказать, но то, что отношение меняется, это однозначно.
– Господин Крылов, видите ли Вы возможность урегулирования конфликта дипломатическим путем, или напротив, дни апрельской войны показали, что проблему можно урегулировать только военным путем?
– В апреле, по большому счету, ничего нового не произошло, уже несколько месяцев эта ситуация продолжается, потому что Азербайджан ведет политику истощения Армения, политику сохранения напряженности на линии соприкосновения. Пока не будет внедрен четкий механизм мониторинга при наличии международных военных наблюдателей, и Азербайджан не скажет, что они просто осуществили операцию в ответ на выстрелы Армении, эта ситуация будет продолжаться. Пока система не будет внедрена, о мирном процессе мы не можем говорить. Пока ее нет, вообще не нужно ни о чем говорить, и ситуация еще очень долго будет продолжаться. Армения должна подумать о том, чтобы разработать очень четкую политику в ответ на политику Азербайджана, а если так будет продолжаться, Армения, конечно, проиграет.