Итог венских переговоров: Россия «сдала» Карабах США?

«Апрельская война» и встреча в Вене привели к формированию новой ситуации в карабахском политическом процессе. Венская встреча показала, что США отобрали у России «монополию» на урегулирование.

Как передает AZE.az, об этом пишет главный редактор Lragir Айказн Гагриян. По его словам, об этом говорят как армянские, так и российские эксперты. Они отмечают, что в дипломатии урегулирования резко возросло влияние Запада.

Совместный проект «территории в обмен на российских миротворцев» Россия и Азербайджан пытаются проводить с 2013 года, когда Россия втянула Армению в ЕАЭС, тем самым изолировав ее и лишив возможности проводить суверенную политику в военной, экономической и других сферах. Россия интенсивно вооружала Азербайджан и готовила его к военному решению. Параллельно Россия перестала поставлять вооружения Армении.

Эксперты отмечают, что присутствие России в Южном Кавказе обусловлено именно этой схемой – военное присутствие в Армении и стратегическое сотрудничество с Азербайджаном. Понятно, что это могло произойти только в результате реализации проекта «территории в обмен на российских миротворцев», во всяком случае, в краткосрочной перспективе.

Поведение армянского военно-политического руководства в дни «апрельской войны» было довольно противоречивым. Ощущение было такое, что были какие-то невыполненные обещания. Сведения с поля боя подтверждали это впечатление. Армию словно оставили действовать по собственной воле…

Россия вновь не позволила армянской стороне одержать победу и «подарила» Азербайджану земли. Лавров обратился к Германии с призывом взять на себя «ответственность» за урегулирование. Параллельно российская сторона заговорила о механизмах расследования, о чем раньше предпочитала молчать. Эти механизмы – инициатива США, которая ограничивает российскую политику в регионе по части военной агрессии. То же самое касается Азербайджана.

Означает ли это, что инициатива карабахского урегулирования перешла к США, которые явно активизировались в Южном Кавказе, в частности, установив военное присутствие в Грузии? С другой стороны, можно заметить, что началась сложная русско-американская игра, в которую входят карабахская и сирийская проблемы и уже очерчиваются договоренности. Входит ли в них «уход» из Карабаха, поскольку именно здесь Россия оказалась в тупике, перед лицом утери присутствия.

Кроме того, даже в случае реализации схемы «территории в обмен на миротворцев» присутствие России в регионе остается сомнительным, и это понимается в Москве. Стало также понятно, что достаточно Армении признать «НКР», и присутствие России на Южном Кавказе закончится.

Главным вопросом в Вене была, пожалуй, Сирия. США в каком-то смысле «вернули» Россию на сирийскую арену, добившись «уступки» по карабахской теме.