По мнению американского издания, последняя вспышка насилия в зоне нагорно-карабахского конфликта в апреле углубила недоверие между сторонами.
Как сообщает AZE.az, лектор по политическим предметам в британском Йоркском университете Нина Касперсен пишет в Washington Post, что обе стороны сейчас опасаются, что противник воспользуется изменившейся ситуацией.
В издании подчеркивается, что «апрельская война» изменила обстановку на фронте в пользу Азербайджана, который занял стратегически более важные позиции. По мнению автора – это некий сигнал сепаратистам Нагорного Карабаха, которые должны понять, что их позиции не так незыблемы, как считали их лидеры.
Достижению мира в Карабахе препятствуют два основных фактора. Автор считает, что первым из них является то, что маловероятно, что правительства и общества обоих государств примут компромисс, даже если президенты договорятся. И там и там сегодня наблюдается жесткая риторика и практическое отсутствие каких-либо обсуждений альтернативных позиций или примирительных вариантов.
Нина Касперсен пишет, что эксперты по внешней политике, как правило, считают Президента Азербайджана Ильхама Алиева более сильным лидером, чем главу Армении Сержа Саргсяна. Короткая апрельская война вызвала патриотический подъем в Азербайджане, народ воодушевленно ждал победы. Однако, по ее словам, такая обстановка неблагоприятна для непростых компромиссов, на которые необходимо пойти для окончательного урегулирования конфликта. Второе препятствие – это отсутствие желания к совместному проживанию.
Издание подчеркивает, что принципы, которые легли в основу переговоров с 2005 года, откладывают принятие окончательного статуса Нагорного Карабаха. До его определения армянские вооруженные силы должны покинуть оккупированные территории, беженцы и перемещенные лица должны вернуться домой, а Нагорный Карабах получит международно-гарантированный промежуточный статус.
Однако, временные рамки этих процессов пока не утверждены. В свою очередь армянская сторона отождествляет будущий референдум с «независимостью Карабаха», а Азербайджан совершенно исключает независимость как один из возможных вариантов урегулирования.
К сожалению, между конфликтующими сторонами отсутствует доверие, особенно после апрельской эскалации. Вероятно, в такой обстановке следует отложить решение о финальном статусе Нагорного Карабаха. Автор констатирует, что лидеры марионеточного режима Нагорного Карабаха не станут рисковать своей де-факто независимостью в обмен на урегулирование.