"На самом деле они там хотят сделать хорошую мину при плохой игре. Все прекрасно понимают, что ОПЕК уже не та организация, которая может как-то влиять на цены. Для чего она вообще создавалась? Основные страны-производители нефти будут регулировать объемы добычи и, соответственно, менять баланс спроса и предложения".
Как передает AZE.az, в Вене прошла очередная встреча стран ОПЕК.
Главным пунктом его повестки дня стало обсуждение возможного установления новой планки нефтедобычи на уровне 32 млн баррелей в сутки. Однако достичь согласия по этому вопросу сторонам так и не удалось.
Единственными сколь-нибудь заметными итогами этой встречи стали лишь избрание генсеком ОПЕК вместо ливийца Абдаллы Салема аль-Бадри нигерийца Мохаммеда Баркиндо и возвращение в ее ряды Габона.
Опрошенные “Вестником Кавказа” эксперты сошлись во мнении, что это явственно свидетельствует об утрате этой организацией своего былого значения.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков обратил внимание на тот факт, что известия о провале венских переговоров об уровне нефтедобычи оказли лишь мимолетное воздействие на рынки. “Мы видим, что вчера нефть подешевела, упала ниже $49, насколько я помню, а потом в общем-то начала обратно расти уже на новых данных о том, что в США опять падает добыча, падают запасы именно коммерческие. То есть буквально полдня хватило, вот и весь эффект”, – сказал он.
“Но во многом такой мизерный эффект объясняется тем, что все и до этого понимали, что они ни о чем не договорятся, если уж в Дохе они не смогли сделать это при участии не входящих в картель государств, на которых приходится больше половины мирового производства нефти, а на саму ОПЕК – только 40%. То есть если даже в таком расширенном формате не смогли договориться, то о том же самом в узком формате вряд ли бы договорились. И все это прекрасно понимали, поэтому и не ожидали никаких договоренностей от ОПЕК. Поэтому и реакция такая мизерная была”, – добавил эксперт.
В этой связи Игорь Юшков согласился с мнением главы Минэнерго Саудовской Аравии Халеда аль-Фалеха о грядущей утрате ОПЕК влияния на происходящие на рынках процессы. “Я думаю, что это уже произошло. На самом деле они там хотят сделать хорошую мину при плохой игре. Все прекрасно понимают, что ОПЕК уже не та организация, которая может как-то влиять на цены. Для чего она вообще создавалась? Основные страны-производители нефти будут регулировать объемы добычи и, соответственно, менять баланс спроса и предложения. Сократили, и цена выросла. Мы сейчас видим, что ни один элемент этой идеи не работает потому что на ОПЕК приходится только 40% мирового производства нефти. То есть уже получается, что если вы сократите добычу, то просто кто-то из нечленов ОПЕК, та же самая Россия, увеличит производство и займет вашу долю на рынке. Это уже не работает, вы не доминирующая организация, поскольку не собираете всех производителей нефти”, – пояснил он.
“Во-вторых, изменилась сама модель ценообразования. Если раньше действительно был рынок физической нефти, то сейчас это бизнес “бумажной” нефти. На бирже ведется торговля бумажными фьючерсами, бумажной нефтью, и именно она представляет ценность. Поэтому неважно, сколько вообще в мире производится и потребляется нефти. Важно сколько денег выпускается прежде всего США, потому что фьючерсы торгуются за доллары. Если есть много доступных денег, дешевых кредитов, то, соответственно, все берут кредиты и покупают на эти деньги фьючерсы. Спрос растет на них – растет и цена. То есть поэтому тот, кто регулирует объем денежной массы в мире, теперь регулирует цены на нефть”, – добавил эксперт.
“Поэтому в общем-то смысл ОПЕК уже потерялся. В общем-то теперь картель не работает. Поэтому уже сами члены ОПЕК говорят о том, что она не эффективна. Они фактически с самого ее создания не могли договориться. Вот и вся история. Допустим, в 2011 году против Ирана ввели санкции, он сокращает объемы производства, а его долю и квоту забирает Саудовская Аравия и начинает увеличивать поставки на европейский рынок. А сейчас сняли санкции с Ирана, и получается, что Саудовская Аравия должна отдать долю рынка свою Ирану обратно. Но они этого делать не хотят, потому что они враги. Поэтому я думаю, что эта организация не то что прекратит регулировать объемы добычи, они вообще могут закрыться и прекратить свое существование”, – предположил он.
Но даже если дело не дойдет до этого, ОПЕК и так уже в известном смысле исчерпала себя. “В чем от них польза? Во-первых, в том, что они ведут всякую статистику и публикуют различные данные и исследования о внутренней добыче, о потреблении, обо всем основном. Во-вторых, всякие заявления либо генсека ОПЕК, либо ее членов по поводу деятельности организации психологически влияют на рынок. То есть трейдеры каждый день приходят на работу, и им нужна какая-то идея, как сегодня торговать надо – вверх или вниз? И тут чиновник из ОПЕК говорит, что мы скорее всего на следующем заседании договоримся о понижении квот, соответственно будет дефицит, поэтому нефть вырастет в цене. И эти трейдеры думают: “Ага, значит надо сейчас продавать фьючерсы, потому что потом будет падение цены.” То есть ОПЕК производит на рынок некий психологический эффект. Но это держится буквально день-два, может, неделю. А дальше все начинается по-другому. Еще где-то новости выходят, и все”, – заключил Игорь Юшков.
Старший аналитик “Уралсиб Кэпитал” Алексей Кокин также отметил, что у рынков не было особых ожиданий от этой встречи. “И в общем-то она оказалась никакой, по большому счету. Она ничего не принесло, и, в принципе, можно было даже не собираться”, – сказал он.
Эксперт также согласился с мнением саудовского министра, уточнив при этом, что тот “описывает, наверно, не столько будущее, сколько настоящее”. “Конечно, все члены ОПЕК воздействуют на цены своим поведением, но уже какое-то время назад эта организация перестала действовать на рынок как единая сила, потому что фактически отказалась от соблюдения квот на добычу нефти своими членами. И сейчас на этом заседании тоже квоты не были восстановлены. Фактически каждый может добывать столько, сколько хочет, и это значит, что действительно ОПЕК воздерживается от вмешательства, то есть не использует свой основной, да и, в общем-то, наверно, единственный инструмент влияния на рынок, то есть ограничения по объему добычи. То, что говорит Саудовская Аравия – уже констатация факта, а не прогноз на будущее”, – пояснил Кокин.
“Я думаю, что пока еще участники ОПЕК не пришли к единодушному мнению о ее бессмысленности, о невозможности вернуться к прежнему состоянию. Они пока, наверно, думают, что это все временно. Но внутри самой организации существуют очень большие разногласия между блоками, группировками. Возможно, через какое-то время некоторые члены начнут выходить из организации, а кто-то наоборот может собраться в более тесную группировку. Например, Саудовская Аравия, Кувейт, может быть, ОАЭ могут сформировать одну такую объединенную группу, которая будет там свою политику координировать”, – предположил старший аналитик “Уралсиб Кэпитал”.