Вскоре рухнет цена и на газ – Москву и Баку ждут тревожные дни

В ближайшие пять лет цены на газ будут падать из-за дешевого угля и развития чистой энергетики. Соответственно, покатится вниз спрос на «голубое топливо». К тому же, предложение к 2021 году резко вырастет из-за поставщиков сжиженного природного газа (СПГ), в основном, за счет Австралии и США.

Как сообщает AZE.az, цены на сжиженный газ могут упасть настолько, что американское топливо сможет конкурировать с российским в странах Европы, пишет haqqin.az. Таков обнародованный на днях среднесрочный прогноз Международного энергетического агентства (МЭА).

Пример осторожного оптимизма

Итак, какое же ближайшее будущее уготовано рынку «голубого топлива»? Согласно среднесрочному прогнозу МЭА, глобальное потребление газа с 2015 по 2021 год будет расти ежегодно на 1,5%. Может быть, это и неплохо для тех стран, что добывают газ и торгуют им (включая Россию и Азербайджан). Однако следует учитывать, что еще в прошлом году аналитики МЭА были более оптимистичны, ожидая ежегодного роста на уровне 2%.

«Развитие рынка движется в направлении перенасыщенности. Следующие пять лет мы будем свидетелями переформирования структуры мировой газовой торговли», — сообщил в докладе исполнительный директор МЭА Фатих Бироль.

И все же, в целом мировое потребление газа будет расти: по прогнозам агентства, оно достигнет в 2021 году отметки в 3,9 трлн. кубометров по сравнению с 3,6 трлн. в 2015-м. Особенно заметно – почти на 70% – вырастет спрос на газ в Китае, почти на 40% — в Индии. На 13–14% увеличится потребление на Ближнем Востоке и в странах АСЕАН.

Однако в ряде регионов тенденция другая. Давление на рынки окажут возвращающиеся в строй японские АЭС, дешевый уголь и российские поставки в Европу, подчеркивает МЭА. В Европе потребление будет ежегодно расти на 0,3% после многих лет снижения, причем российский газ ограничит потенциал поставок в этот регион СПГ, говорится в отчете.

В США до 2021 года ожидается стагнация спроса на газ. Американское правительство будет поддерживать использование солнечной и ветровой энергии.

Крупнейшим фактором, влияющим на объем спроса, останется потребление газа в Китае, которое будет ежегодно расти на 9,1%. По прогнозу МЭА, если спрос со стороны Китая замедлится, то ситуация избыточного предложения сохранится на протяжении значительной части 2020-х годов.

В проблемном будущем газовой индустрии, по мнению аналитиков МЭА, «повинны» сразу несколько серьезных факторов.

Прежде всего, спрос и цены на природный газ подорвут бросовые цены на уголь и уверенное развитие возобновляемой энергетики. В ряде стран, например, в Дании, Португалии и Германии, уже были случаи обеспечения энергопотребления в течение нескольких суток только за счет возобновляемых источников — солнечных, ветряных и гидроэлектростанций. Европа активно изучает мощности возобновляемых источников энергии в рамках принятой в прошлом году энергостратегии Евросоюза, согласно которой ЕС стремится снизить свою зависимость от энергетического импорта.

Даже Китай, несмотря на ожидаемо высокий рост потребления газа, будет активнее развивать энергетику неископаемых видов топлива. Одним словом, ничего хорошего ждать не приходится.

Сжиженный против природного

Помимо этого, обострится конкуренция между поставщиками традиционного вида топлива с производителями сжиженного природного газа, которые проводят активную экспансию по всему миру. В лице экспортеров СПГ поставщики природного газа, в том числе и российские компании, встретят серьезного соперника.

Экспорт сжиженного газа к 2021 году вырастет на 45%, причем львиная доля этого прироста придется на Австралию и США. Для России и Азербайджана опасным фактором могут стать цены на данный вид топлива из США: по ожиданиям МЭА, цена американского СПГ, доставленного в Европу, станет ниже экспортных цен на российский газ.

В результате структура потребления газа может измениться настолько, что к 2035 году, согласно долгосрочному прогнозу энергетической компании BP, объем потребления СПГ превысит продажи обычного природного газа.

В целом продажа и потребление природного газа будут находиться на одном уровне, ожидает BP. «Однако в то же время объем предложения СПГ растет в два раза быстрее, чем его потребление. Доля СПГ в структуре мирового энергопотребления увеличится с 10 до 15% к 2035 году», — прогнозирует компания. При этом, как ожидается, более 40% этого роста в поставках произойдет в ближайшие пять лет.

Эти факторы будут все больше и больше влиять на региональные цены на газ. Отдельные рынки, например, европейский, уже открыли «новую главу» своей истории, особенно в вопросе цен, которые явно стремятся вниз.

Москву и Баку ждут тревожные дни

Новые газовые расклады важны и для России, и для Азербайджана. Ведь Россия, несмотря на напряженные политические отношения с ЕС из-за ситуации на Украине, де-факто остается основным партнером Старого Света с точки зрения газового обеспечения: на долю Москвы приходится порядка 30% газового импорта Евросоюза. Кроме того, Москва старается неукоснительно соблюдать свои экспортные обязательства. А в свете того, что из-за падения валютного курса российский газ сейчас оказался сравнительно дешевым, многие западноевропейские страны уже в этом году закупили его в больших объемах, чем год назад.

В ближайшие 5 лет, согласно прогнозу МЭА, Россия увеличит добычу газа на 10 млрд. кубометров, а спрос незначительно снизится из-за слабого экономического роста. Кстати, в 2015 году потребление газа в стране упало на 1,5% из-за экономического спада и теплой погоды.

В то же время Баку уже в недалеком будущем планирует поставлять в Европу 10 млрд. кубометров газа по Трансадриатическому газопроводу (ТАР), строительство которого недавно официально началось. Напомним, что ТАР является частью так называемого «Южного газового коридора», объединяющего несколько газопроводных проектов, предназначенных для поставок «голубого топлива» из Каспийского региона в Европу в обход России. В частности, речь идет об азербайджанском газе с месторождения «Шах-Дениз-2», который в 2020 году должен потечь в Европу по маршруту Азербайджан – Турция – Греция – Албания – Италия.

Снижение спроса и цен на газ в пятилетней перспективе, предсказанное аналитиками МЭА, заставит и Москву, и Баку во-первых, более гибко подходить к определению цен на свое топливо, а во-вторых, более аккуратно и тщательно оценивать периоды окупаемости своих газовых проектов.