Поначалу власти России и стран двух других предполагаемых исполнителей теракта – Киргизии и Узбекистана – не хотели комментировать информацию о возможной причастности их граждан.
Как передает AZE.az, личности трех террористов-смертников, устроивших во вторник теракт в стамбульском аэропорту Ататюрк (44 убитых, более 230 раненых), идентифицированы: "ими оказались граждане России, Узбекистана и Киргизии", сообщают турецкие СМИ со ссылкой на правительственные источники, передает обозреватель швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung Даниэль Вехлин. Террорист из России предположительно являлся уроженцем либо Дагестана, либо Чечни. Кроме того, чеченца по имени Ахмед Чатаев называют организатором теракта.
"Причастность к теракту северокавказского подполья не должна удивлять, – комментирует Вехлин: – многие российские исламисты, чеченцы и дагестанцы, уже давно клянутся в верности "Исламскому государству" и переносят свою борьбу из России на Ближний Восток". В последние годы российские спецслужбы нанесли серьезный удар по террористам с Северного Кавказа, в результате чего их организационная структура практически распалась. К тому же небезосновательны слухи, будто бы перед Олимпийскими играми в Сочи Москва по соображениям безопасности не только допускала, но и поощряла выезд боевиков из РФ. Всего в настоящее время, по данным ФСБ, на Ближнем Востоке воюют минимум 2,9 тыс. российских граждан, однако другие источники называют куда более существенные цифры.
По данным турецких СМИ, исполнитель из России попал на территорию Турции из "цитадели ИГИЛ" города Ракки. Но значительный вербовочный потенциал существует и в самой Турции, говорится в статье. Расследование Международной кризисной группы (International Crisis Group) показало, что многие российские салафиты, в том числе и не готовые к применению силы, эмигрируют из России в Турцию, где они могут более свободно исповедовать свою религию. При этом они часто живут в закрытых консервативных диаспорах, где ИГИЛ активно ведет вербовку. В итоге в их руки "зачастую падают молодые люди, которые уже не имеют отношения к России, но еще не сумели интегрироваться в турецкое общество". Как отмечают эксперты, пока что турецкие власти уделяют недостаточно внимания этому феномену, пишет ИноПресса.
Поначалу власти России и стран двух других предполагаемых исполнителей теракта – Киргизии и Узбекистана – не хотели комментировать информацию о возможной причастности их граждан. "В пяти бывших среднеазиатских республиках Советского Союза предпочитают демонстрировать стабильность, хотя эти страны не свободны от экстремизма и терроризма, – продолжает Вехлин. – Согласно оценкам, в настоящее время в ИГИЛ воюет от двух до пяти тысяч выходцев из Центральной Азии".
Борьба с терроризмом нередко используется в этих странах в качестве предлога для устранения внутренних критиков, однако эксперты сходятся во мнении, что "выходцы из Центральной Азии становятся радикальными скорее за границей: из-за отсутствия экономических перспектив и репрессивных режимов у себя дома они едут на заработки за рубеж, как правило в Россию, где гастарбайтеров нередко обделяют финансово и изолируют социально", говорится в статье.