Интервью с чрезвычайным и полномочным послом Греции в Азербайджане Tемистоклесом Демидисом
Как передает Bakililar.AZ, греческий дипломат дал интервью АПА. Приводим полный текст интервью.
– Господин посол, как уже известно, в этом году планируется визит в Грецию президента Азербайджана Ильхама Алиева. Кроме того, на повестке дня также визит спикера греческого парламента в Азербайджан. Есть ли какая-либо информация о примерных сроках этих визитов?
– О сроках предстоящего визита в Грецию президента Азербайджана могу сообщить лишь то, что греческая сторона предложила реализовать его в середине ноября этого года.
Что касается второй части вашего вопроса, то есть времени визита в Баку председателя парламента Греции, то мне известно, что наш спикер уже получил приглашение азербайджанской стороны и выразил согласие посетить Азербайджан.
Точные же сроки станут известны уже после процедуры согласования.
– Какие позитивные сдвиги для греко-азербайджанских связей можно ожидать от визита Ильхама Алиева в Грецию?
– Визиты официальных лиц всегда важны с точки зрения развития двухсторонних межгосударственных связей.
В свою очередь, подписанные по их итогам документы служат дополнительным стимулом для интенсификации двухсторонних контактов.
Я думаю, предстоящий визит И.Алиева в Грецию не будет исключением и внесет определенный вклад в развитие как политических, так и экономических отношений между Грецией и Азербайджаном.
– Можно ли утверждать, что отношения между Грецией и Азербайджаном находятся сегодня на высшем этапе своего развития?
– Могу сказать, что уровень политических отношений между Азербайджаном и Грецией достаточно высок.
Греция оказывает Азербайджану большую помощь в деле интеграции в европейские структуры.
Мы также продолжаем оказывать поддержку Азербайджану в Совете Европы.
Обе страны очень тесно сотрудничают в рамках региональных организаций, к примеру, в рамках ОЧЭС (Организация Черноморского экономического сотрудничества).
Что касается уровня экономических связей, то они, к сожалению, не соответствует пока существующему потенциалу. Так что, в этом направлении нам еще предстоит работать.
Считаю, что состоявшийся в марте этого года визит в Азербайджан министра развития Греции Х.Фолиаса стал серьезным шагом на этом пути. Выражаясь образно, «двери для взаимовыгодного сотрудничества открыты».
Думаю также, что наше партнерство не должно ограничиваться лишь энергетическим сектором. В совместные планы входит развитие взаимных контактов в области торговли, в сфере восстанавливаемых энергоресурсов.
Создание Совета по бизнесу, как я считаю, также будет способствовать еще более тесному сближению наших стран в сфере экономики.
– На какой стадии находится вопрос создания данного Совета?
– Эта идея была озвучена министром развития Греции Х.Фолиасом в ходе его переговоров в Баку. Пока вопрос создания Совета по бизнесу находится на стадии обсуждения.
Этим занимается Министерство экономического развития Азербайджана. Обсуждения еще идут, и в настоящий момент я не обладаю информацией о деталях.
Я знаю, что греческая сторона представила в министерство проекты аналогичных документов (о создании подобного Совета по бизнесу), подписанные Грецией с другими странами. Министерство занимается их изучением, и я надеюсь, что в ближайшее время выскажет свое мнение по данному вопросу.
– Количество действующих в Азербайджане греческих компаний весьма невелико. Чем это объясняется?
– Говоря ранее о том, что уровень экономических связей между Грецией и Азербайджаном не совсем соответствует возможностям наших государств, я имел в виду и этот момент.
Одна из причин подобной ситуации, на мой взгляд, в том, что в Греции не так хорошо знают Азербайджан. И на это также есть свои объяснения. К примеру, Посольство Азербайджана в Греции функционирует с 2004 года. Согласитесь, это не совсем большой срок, чтобы хорошо информировать греков об Азербайджане.
Существует еще географический аспект этого вопроса. Греческие бизнесмены предпочитают вкладывать свой капитал в экономику стран регионов, которые им хорошо известны. К примеру, в страны Ближнего и Среднего Востока, в Балканские государства.
Но я думаю, что после того, как представители греческих деловых кругов будут в достаточной степени информированы о возможностях азербайджанской экономики, они захотят иметь свой бизнес и здесь, в Азербайджане.
– Греция в вопросе армяно-азербайджанского конфликта всегда выступала за территориальную целостность Азербайджана. Какова позиция греческой стороны в вопросе конфликта сегодня?
– Наша позиция по этой проблеме достаточно ясна и была озвучена неоднократно. Мы поддерживаем территориальную целостность Азербайджана, как и продолжение переговоров в рамках МГ ОБСЕ. Мы также поддерживаем переговоры на уровне президентов конфликтующих сторон.
В целом, Греция – сторонница решения проблемы путем политического диалога, путем мирных переговоров.
– Как Вы расцениваете попытки азербайджанской стороны вынести рассмотрение проблемы армяно-азербайджанского конфликта в рамки других международных организаций, к примеру в ООН?
– Азербайджан – независимое государство и потому может вынести свою проблему на рассмотрение в ООН, я не вправе высказывать свое мнение относительно проводимой Азербайджаном внешней политики.
Мое мнение таково, что Азербайджан, как суверенное государство, обладает правом проведения независимого внешнеполитического курса.
– А как Вы думаете, насколько эффективным было бы решение конфликта в рамках других международных организаций, таких как, ООН, Евросоюз, СЕ по сравнению с ОБСЕ?
– Я могу лишь повторить, что решение этого вопроса находится в компетенции азербайджанской стороны, азербайджанского правительства.
Азербайджанская сторона имеет свою позицию по данному вопросу, и эта проблема будет решаться в соответствии с этой позицией. Я же – не вправе высказываться вместо Азербайджана относительно путей решения проблемы.
– Какой была позиция Греции при обсуждении в ООН резолюции «О положении на оккупированных территориях Азербайджана»?
– Греция в этом вопросе заняла нейтральную позицию, как и другие 26 стран-членов ЕС, за исключением Франции, являющейся сопредседателем в МГ ОБСЕ. Говоря на эту тему, хотел бы пояснить некоторые технические моменты.
Обычно, при рассмотрении вопросов подобного рода в рамках международных организаций, представители стран-членов Евросоюза, заранее, еще до обсуждений вырабатывают единое мнение по ним и выступают с этой позиции. Греция проявила нейтралитет в соответствии с единой позицией стран-членов ЕС.