Все три государства – нефтедобывающие страны, экспортеры нефти. Проблема цен на нефть, координация политики по экспорту нефти, принятие совместных решений в этой области может быть взаимовыгодным для трех государств.
Как передает AZE.az, в первой декаде августа пройдет встреча президентов России, Азербайджана и Ирана. На вопросы «Вестника Кавказа» о российско-иранско-азербайджанских отношениях отвечает старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Елена Дунаева.
– Что объединяет сегодня Россию, Иран и Азербайджан?
– Три страны объединены необходимостью решить целый комплекс проблем. Это проблемы и политические, и экономические, и культурно-гуманитарные. Прежде всего, руководители трех государств озабочены контролем ситуации в регионе и предотвращением распространения экстремизма, терроризма и сепаратизма, ситуацией на Кавказе и усилением религиозного исламистского экстремизма.
Второй вопрос – это, конечно, каспийская проблематика, в которую вовлечены три государства. Уже 20 с лишним лет прикаспийские государства вырабатывают конвенцию о правовом статусе Каспия, от которой зависит решение многих вопросов – нефтедобычи, поставки углеводородов через каспийский регион.
– Саммит глав «прикаспийской пятерки» состоится в 2017 году в Астане. Можно ли будет ожидать от него прорывных решений?
– Здесь придется решить комплекс проблем – и экологии, и транспортного сообщения. Уже многое сделано в этом направлении, но последние шаги будут зависеть от позиции, которую займут Иран и Азербайджан. В этом плане, может быть, влияние России как исторического пользователя этого моря будет небесполезным. Каспийский регион это целый клубок проблем. Здесь и проблемы наркобизнеса, и организованной преступности в регионе, и проникновения внерегиональных сил в регион Каспийского моря, против чего выступают и Россия, и Иран, и клубок экономических проблем.
– А какие экономические проблемы могут обсуждаться на российско-иранско-азербайджанском саммите?
– Все три государства – нефтедобывающие страны, экспортеры нефти. Проблема цен на нефть, координация политики по экспорту нефти, принятие совместных решений в этой области может быть взаимовыгодным для трех государств. Связи России с Ираном проходят в основном через территорию Азербайджана. Выход на полную мощь соединения железных дорог Ирана, Азербайджана и потом России через так называемую западную ветвь коридора «Север-Юг»; решение проблем бесперебойного транзита по шоссейным дорогам Азербайджана из Ирана и России – это наиболее актуальные вопросы, без решения которых дальнейшее экономическое взаимодействие трех государств невозможно. Азербайджан и Иран проявляют интерес к участию в зоне свободной торговли ЕАЭС, и Россия приветствует эти контакты.
А если мы говорим о культурно-гуманитарной сфере, то Азербайджан это такое связующее звено между Россией и Ираном. Опыт исторического взаимодействия, опыт соприкосновения культур поможет наладить, расширить и облегчить контакты России и Ирана в этом направлении.
Сегодня и в Москве, и в Тегеране говорят о возможности выхода на уровень стратегического партнерства. У России и Ирана общие подходы к решению основных проблем мироустройства и региона. У нас один взгляд на необходимость полицентричного устройства мира. Мы с Ираном достаточно близки позиции по противодействию терроризму, сепаратизму, у нас общие подходы на решение проблемы Афганистана и Сирии.
Иран заинтересован взаимодействовать с Россией для решения нагорно-карабахского конфликта. Это позволяет создать определенный фундамент для укрепления отношений в политической сфере, подъема их на более высокий уровень.
Основная проблема сейчас – упрочить фундамент экономических отношений. К сожалению, ему не уделялось должного внимания, из-за санкций, наложенных на Иран, крупные российские банки и фирмы не были заинтересованы в развитии сотрудничества с ИРИ. Сейчас эти препятствия потихоньку снимаются, и создается возможность для расширения этих отношений.
Россия с Ираном уже подписала контракт о реконструкции двух теплоэлектростанций в Иране, о электрификации участка железных дорог, об участии в проектах в нефтегазовой сфере на месторождении Южный Парс. На уровне руководства проблемы решаются, но бюрократия, коррупция, ряд нерешенных юридических вопросов пока ограничивают широкое развитие экономических связей.