Deutsche Welle об отношениях между Азербайджаном, Турцией и Арменией

Немецкое информационное агентство Deutsche Welle (“Немецкая Волна”) опубликовало интервью с руководителем его турецкой редакции Бахаэддином Гюнгером.

Как сообщает Bakililar.AZ со ссылкой на АзерТадж, Немецкое информационное агентство Deutsche Welle (“Немецкая Волна”) опубликовало интервью с руководителем его турецкой редакции Бахаэддином Гюнгером.

Вот текст интервью.Deutsche Welle (DW):

Президент Армении Серж Саргсян, выступая в Ереване 28 июля 2009 года, заявил, что примет приглашение президента Турции посетить ответный футбольный матч между сборными обеих стран “лишь при условии открытых границ, или в преддверии снятия блокады”.

Как понимают это в Турции, ведь ее президент приезжал в Ереван без каких бы то ни было предварительных условий?

Бахаэддин Гюнгер (БГ):

Пограничный вопрос – с турецкой точки зрения – чрезвычайно сложная проблема, поскольку Анкара не хочет открывать границу до тех пор, пока Армения оккупирует азербайджанскую территорию и азербайджанцы, изгнанные из Нагорного Карабаха, вынуждены жить в положении переселенцев.

Турция не может примириться с сохранением такого положения дел.

Но при этом, однако, Анкара весьма заинтересована в открытии границы, поскольку в изоляции оказался целый регион на востоке Турции.

Он лишен каких-либо контактов с внешним миром, нет приграничной торговли, т.е. экономически существующая ситуация не устраивает Турцию.

Первым символическим шагом к примирению, с турецкой точки зрения, должен был стать прошлогодний приезд президента Турции на футбольный матч в Ереван.

Ответным жестом готовности к примирению и мог бы стать визит президента Армении без каких бы то ни было предварительных условий, потому что выполнение предварительных условий – вроде урегулирования пограничного вопроса – вызвало бы массовые протесты в Турции.

Вперед можно двигаться только без предварительных условий.

Политическим решениям должно предшествовать создание мер доверия и именно так надо понимать возможности, предоставленные отборочным турниром футбольного чемпионата.

DW:

Немецкие комментаторы отмечают, что Азербайджан с беспокойством наблюдает за этими скорее символическими признаками назревающего сближения Еревана и Анкары.

Как это видят в Турции?

БГ:

Азербайджанцы и турки – братские, тюркоязычные народы, мусульмане, то есть между ними существует высокая степень взаимопонимания.

Кроме того, Азербайджан важен для Турции как поставщик нефти и газа.

С другой стороны, Турция очень заинтересована в хороших отношениях с Россией.

Россия – мировая держава и конфликтовать с нею Турции не с руки.

В общем, здесь много нюансов.

Но нельзя забывать одного “общего знаменателя”: все страны региона Азербайджан, Армения, Грузия, Турция и Россия – члены Совета Европы.

А потому у них всегда есть возможность для контактов в Страсбурге.

Именно там подбираются “камешки”, из которых со временем должна сложиться целая мозаика.

Надеяться сейчас можно только на то, что Турция начнет хоть какое-то движение навстречу Армении.

Политики двух стран могли бы сесть за стол переговоров, но для этого Армения должна отказаться от своих территориальных притязаний в Восточной Анатолии.

Армения, как известно, рассматривает часть Восточной Анатолии как исторические территории расселения армян.

Эти притязания очень беспокоят Анкару, где многие полагают, что если Турция хоть в чем-то уступит Еревану, то с армянской стороны тут же раздадутся территориальные притязания, а также требования возмещения ущерба за события 1915 года.

Ситуация там сравнима с той, что была в Европе после Второй мировой войны.

Здесь тоже было трудно побудить страны к признанию своей вины.DW:

Какую роль мог бы сыграть Европейский Союз, программа “Восточное партнерство”, ведь ЕС пригласил в нее и Азербайджан, и Армению…

БГ: … а Турция хочет стать полноправным членом Евросоюза…

Да, к тому же все они уже являются членами Совета Европы, то есть географически все эти страны – европейские государства, все они имеют общие интересы, а значит – Европейский Союз рано или поздно будет вынужден помочь этим странам в преодолении противоречий и прекращении споров.