МИД Узбекистана распространил официальное заявление.
Самое интересное, что Америка не возражает против размещения новой российской базы в Киргизии.
Узбекистан выступил против размещения на юге Киргизии новой российской военной базы, считая, что ее появление может дополнительно дестабилизировать и без того сложную обстановку в Ферганской долине Центральной Азии.
По мнению экспертов, Москва, не согласовав с Ташкентом свое решение, нанесла удар по самолюбию президента Ислама Каримова.
Особенно после того, как США признали за Узбекистаном роль центральноазиатского лидера.
Вчера МИД Узбекистана распространил сообщение, в котором говорится о нецелесообразности размещения на юге Киргизии дополнительного контингента российских вооруженных сил, о котором говорится в подписанном президентами Дмитрием Медведевым и Курманбеком Бакиевым меморандуме.
“Реализация подобных проектов на достаточно сложной и трудно предсказуемой территории, где непосредственно сходятся границы трех среднеазиатских республик (Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. –
“НГ”), может дать импульс для усиления процессов милитаризации и возбуждения различного рода националистических противостояний”, – говорится в сообщении.
При этом Ташкент опасается новых “выступлений радикальных экстремистских сил, которые могут привести к серьезной дестабилизации обстановки в регионе”.
На экспертном уровне в Ташкенте говорят и о других рисках, вызванных рядом нерешенных проблем.
В частности, у Узбекистана существуют территориальные споры с соседями, а также нерешенные водные проблемы.
Ташкент опасается, что силы КСОР, под эгидой которых создается объединенная российская военная база в Киргизии, могут использоваться как военные составляющие на пространстве СНГ и в государствах ОДКБ для решения споров и противостояния, если таковые возникнут между этими государствами.
То есть Узбекистан боится, что такие страны, как Таджикистан или Киргизия, у которых много спорных моментов с Узбекистаном, могут для их решения задействовать КСОР.
Политолог, экс-советник президента Узбекистана Рафик Сайфуллин объяснил “НГ” заявление Ташкента “политической несогласованностью”.
“Мнение Узбекистана при разработке подобных планов неплохо было бы учитывать”, – сказал Сайфуллин.
По его словам, размещение одного батальона на юге Киргизии с военной точки зрения нецелесообразно.
Это больше политический шаг Москвы, нежели хорошо продуманный военно-стратегический.
“Россия застолбила площадку якобы для одного батальона”, однако сохранится ли этот формат в будущем, неизвестно, отметил эксперт.
По его мнению, там вполне может появиться полноценная военная база.
Российский эксперт Алексей Власов полагает, что если не Россия, то США или другие заинтересованные страны, в том числе Китай, займут свободное место.
“Любой формат военно-политического взаимодействия России со странами Центральной Азии, в рамках ОДКБ или на двусторонней основе, – есть формат противодействия расширению НАТО”, – сказал гендиректор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов.
Аналогичной точки зрения придерживается и директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.
Создавая военные базы в регионе, Россия укрепляет свои позиции, поскольку она не может сейчас предложить крупных инвестиционных проектов.
Как, например, это делает Китай.
“Если Россия укрепляется в Центральной Азии в военно-политической сфере, то Китай – в экономической.
В нынешнем году Пекин выделил странам Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 10 миллиардов долларов”, – сказал Сатпаев.
Между тем завотделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин считает демарш Ташкента сигналом для США и ЕС о возможной смене внешнеполитического курса в западном направлении, – пишет “Независимая газета”.