Расим Мусабеков, азербайджанский политолог, делится своим мнением о возможном референдуме по статусу Нагорного Карабаха
Расим Мусабеков – азербайджанский политолог ИА REGNUM: Судя по многочисленным публикациям в армянских и российских СМИ азербайджанская сторона согласилась на проведение референдума в Нагорном Карабахе (НК). Уточняются лишь сроки его проведения (через 10, 15 или 20 лет) и время возвращения в свои дома азербайджанского населения этого края. Однако даже при участии в голосовании всех азербайджанцев НК, составляющих менее трети его населения, итоги волеизъявления армянского большинства легко предсказуемы. Но эти результаты никак не увязываются с частыми и категорично твердыми заявлениями руководства Азербайджана, о том, что нагорно-карабахская проблема будет урегулирована только в рамках территориальной целостности страны. Не следует ли из сказанного, что в последний момент президент Азербайджана откажется давать "добро" на проведение референдума среди населения НК, тем более, что это противоречит Конституции страны? В последнем заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ сказано о проведении референдума. Но в документе отсутствует несколько положений: о чем этот референдум; кто его будет проводить; когда он состоится; кто будет его участником. То есть все эти вопросы остаются открытыми. Сам принцип, по которому статус НК должен определяться с учетом волеизъявления населения, которого это касается – вообщем является достаточно демократическим. В подтверждение мысли обращу ваше внимание на то, что в свое время даже в советской конституции было указано, что парламент Азербайджанской ССР не мог проводить каких-либо важных изменений в НКАО без согласия властей этой области. Но в настоящее время в НК нет легитимного органа, который признавался бы Азербайджаном и остальными странами мирового сообщества, и в этом смысле референдум может быть механизмом его создания. И все-таки, референдум – дело будущего. Сегодня куда более актуален другой вопрос – освобождение оккупированных территорий. А вписывающийся в рамки демократии референдум по статусу НК может проводиться только после длительных переговоров, нормализации условий, возвращения азербайджанцев. Всякий другой референдум не будет иметь легитимности.
ИА REGNUM: Однако в любом случае армяне, составляющие большую часть населения НК, определят негативный для Азербайджана исход референдума…
Давайте не будем забегать вперед и решать что-то за других. Сначала туда должны вернуться азербайджанцы и восстановиться демографическая ситуация 1988 года. А потом, я думаю, что не все армяне, живущие в НК, захотят ко времени проведения референдума, то есть, скажем, через 15-20 лет, отделяться. Ведь к тому времени значительная часть населения НК будет в той или иной степени интегрирована в экономику Азербайджана, да и все остальные жители будут получать из Баку различные преференции. Поэтому найдется немало здравомыслящих людей в НК, понимающих, что в условиях конфронтации между Арменией и Азербайджаном страдает экономика обеих стран. Эти люди будут осознавать, что в случае решения об отделении конфронтационная экономика и враждебность со всеми вытекающими последствиями зафиксируются на неопределенное время. Уверен, обязательно найдутся люди, которые не захотят такого развития событий, и они будут искать и находить компромиссы.