Азербайджанские политологи о совместном заявлении сопредседателей ОБСЕ

Министры иностранных дел России и Франции, а также замгоссекретаря США по итогам встреч в Афине распространили официальное заявление.

Совместное заявление глав внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по итогам Афинской встречи с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении мало что добавляет к предыдущему заявлению президентов стран-посредников в июле этого года в Аквиле.

Так прокомментировал Turan азербайджанский политолог Расим Мусабеков заявление глав МИД стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Карабахскому урегулированию, сделанное 1 декабря в Афинах.

“Напротив, это заявление как раз свидетельствует о том, что главы МИД Азербайджана и Армении не смогли согласовать базовые принципы после встречи двух президентов 22 ноября в Мюнхене”, – сказал Мусабеков.

По его мнению, достижению прорыва на переговорах препятствует желание Армении во чтобы, то ни стало получить механизм отторжения от Азербайджана Нагорного Карабаха вместе с Лачинским коридором.

В заявлении глав МИД стран-сопредседателей упоминается фраза Базовые принципы, содержатся ссылки на Московскую декларацию, Мадридские предложения, что свидетельствует о намерении посредников склонить стороны к конкретным договоренностям по Базовым принципам урегулирования.

Такое мнение высказал аналитик Международной кризисной группы Табиб Гусейнов.

“Речь идет о том, что сторонам необходимо принять на себя обязательство решать конфликт на основе принципов: не применения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности и права наций на самоопределение”, – сказал эксперт.

Что касается конкретного содержания переговоров, то, по словам Гусейнова, “на 80 процентов” они отражены в заявлении президентов стран сопредседателей принятой в Аквиле в июле этого года.

Кроме того, президент Азербайджана также раскрыл некоторые детали переговоров, продолжил Гусейнов.

Это освобождение 5 районов вокруг Нагорного Карабаха и спустя 5 лет вывода армянских войск с Кельбаджарского и части Лачинского районов.

В обмен на это Азербайджан отказывается от применения силы в решении конфликта, предоставляет НК временный статус и фактически легализует существующий там режим.

После этого на основе консенсуса вырабатывается окончательный статус НК на основе голосования, формы которого будут еще согласованы.

Армения же, по мнению Гусейнова, исходя из синдрома победителя, хочет свести все процедуры урегулирования к де-юре признанию независимости Карабаха.

То есть армянская сторона предлагает провести в регионе плебисцит и решить вопрос о статусе простым большинством голосов.

Такой механизм нацелен на отторжение Карабаха.

Другим вопросом, по которому остаются разногласия сторона, это временный статус Карабаха.

Армянская сторона добивается временного статуса близкого к независимости.

Еще один вопрос, вызывающий разногласия сторон – стремление армян добиться возвращения азербайджанского населения в регион только после выработки окончательного статуса региона.

Как считает эксперт, высказывания главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова после Афинской встречи о том, что “у нас еще много работы на следующий год” и его фраза о желании сторон “интенсифицировать переговоры” свидетельствует, что рассчитывать на согласование Базовых принципов в ближайшие месяцы не приходится.