В среду в Тбилиси и нескольких других городах Грузии были задержаны активисты партии “Справедливость”, основанной бывшим министром госбезопасности Грузии Игорем Гиоргадзе. Грузинские власти утверждают, что правоохранительные органы сумели предотвратить попытку государственного переворота, финансируемую спецслужбами России
Вместе с активистами “Справедливости” в грузинской столице, Рустави, Самтредиа, Гори и нескольких других городах были арестованы лидеры грузинских сателлитов этой организации – партии “Надежда” и движения “Анти-Сорос”.
Обыски в квартирах и офисах партий начались 6 сентября с пяти часов утра, причем к этому времени удивительным образом обо всех адресах были осведомлены все грузинские тележурналисты.
В течение всего дня демонстрировались кадры, на которых люди в масках и с автоматами выводили из подъездов партийных лидеров и родственников Игоря Гиоргадзе, унося с собой изъятые компьютерные процессоры и бумаги.
Бывший министр госбезопасности страны – а ныне разыскиваемая Интерполом персона нон-грата в Грузии Игорь Гиоргадзе – сейчас вполне легально проживает в России и время от времени делает в СМИ заявления о том, что нынешние власти в Грузии ведут страну в пропасть и нуждаются в замене.
“Настоящий бред”
К концу дня задержанных и отданных под следствие оказалось 29 человек. Министр внутренних дел Вано Мерабишвили заявил, что на основе имеющихся оперативных материалов и показаний свидетелей им будет предъявлено обвинение в заговоре с целью свержения государственной власти.
По словам министра, правоохранительные органы давно располагали информацией о том, что организаторы заговора собирались привести к власти в Грузии Игоря Гиоргадзе.
Однако сам Гиоргадзе отверг все обвинения в свой адрес и назвал их “очередным ударом по оппозиции”.
“Я не представляю, кто всерьез может подумать, что лидеры общественных движений, подвергшихся нападкам, сидели и говорили о военных вооруженных восстаниях, переворотах. Это самый настоящий бред”, – сказал основатель партии “Справедливость” радиостанции “Эхо Москвы”.
Он также заявил, что оппозиционные партии могут организовать в Грузии акции гражданского неповиновения.
Сами власти утверждают, что “Справедливость” представляла большую опасность, несмотря на ее невысокий рейтинг, поскольку располагала большими финансами, оружием и серьезными контактами в России.
“Пятая колонна”
Такого мнения придерживается представляющий правящую партию председатель парламентского комитета по международным отношениям Котэ Габашвили.
По его словам, правоохранительные органы располагают серьезными материалами о том, что “эта группа, которая называла себя то партией, то фондом, то движением, напрямую субсидировалась российскими спецслужбами и работала на организацию государственного переворота”.
Габашвили нынешние события считает повторением “трагических событий 1921 года, когда страна потеряла свою независимость за счет той “пятой колонны”, которую в Грузию заслали русские большевики”.
Однако грузинская оппозиция подходит к этому вопросу не столь однозначно.
Республиканцы считают, что происходящее – предвыборный спектакль властей с целью устрашения всей остальной оппозиции – на 5 октября в Грузии назначены выборы в органы местного самоуправления.
Республиканцы настаивают на том, чтобы власти аргументировали аресты и в дальнейшем вели прозрачный процесс, дабы это не имело характер политических репрессий.
Демонстрация успехов
Член фракции промышленников Георгий Цагареишвили считает, что измена Родине – серьезное преступление, которое не прощается. “Мне думается, что у всех грузин и тех, кто ее населяет, сегодня должна быть одна цель – воссоздать Грузию в тех границах, в которых она всегда была, воссоздать грузинскую государственность, скорейшим образом войти в Евроатлантические структуры. А те люди, которые не поддерживают эти намерения, они просто изменники Родины”, – считает Цагареишвили.
Что касается грузинского общества, то особого волнения эти аресты в нем не вызвали.
То ли по причине и в самом деле низкого рейтинга этих партий, то ли потому, что здесь уже начинают привыкать к шумным демонстрациям успехов властных структур, сопутствующим им, как они сами утверждают, на пути укрепления грузинской государственности.