Политологи склоняются к тому, что вмешательство Казахстана в переговорный процесс по Нагорному Карабаху окажет позитивное влияние, но при этом скептически относятся к роли посредников в решении проблемы.
Роль Казахстана как председателя ОБСЕ в 2010 году в деле переговоров по Нагорному Карабаху будет позитивной, но не решающей, считают эксперты.
“Для Астаны урегулирование нагорно-карабахского конфликта может стать целью, – сказал азербайджанский политолог Тофик Аббасов.
– Это отвечает ее политическим амбициям, ведь Казахстан – страна, уверенно позиционирующая в качестве дееспособного субъекта”.
Во время своего регионального визита действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Республики Казахстан Канат Саудабаев отметил приоритетность для Казахстана решения нагорно-карабахского конфликта и даже выразил надежду на то, что 2010 год станет прорывным.
По словам Саудабаева, Казахстан придает “исключительное значение этому региону и международному содействию в решении ряда сложных проблем, с которыми столкнулись расположенные здесь страны”.
“Мы стремимся сполна использовать историческую близость и сходство менталитета наших народов, добрые и доверительные отношения между главами наших государств Нурсултаном Назарбаевым и Ильхамом Алиевым для достижения возможного прогресса в разрешении “затянувшихся конфликтов” мирным путем”, – сказал Саудабаев во время своего визита в Баку.
Наблюдатели возлагают надежду на Казахстан как на председателя ОБСЕ, который может также выступить посредником в урегулировании конфликта.
Роль Казахстана в урегулировании карабахского конфликта может приобрести результативный характер, и причин тому несколько, считает Аббасов.
“Во-первых, Казахстан является страной, у которой имеются ровные отношения с конфликтующими сторонами”, – сказал Аббасов, эксперт аналитической группы “Lider-TV”.
Во-вторых, по его словам, это страна региональная и имеет больше оснований для посреднической миссии, чем та же тройка сопредседателей ОБСЕ, потому что США, Россия и Франция больше занимаются перетягиванием каната в контексте своих непростых взаимоотношений, и карабахский вопрос для них не более чем средство, передает Bakililar.AZ со ссылкой на Trend.
По словам казахстанского эксперта Досыма Сатпаева, с одной стороны, Казахстан имеет определенные сильные позиции в СНГ, так как поддерживает довольно тесные отношения со многими странами, входящими в СНГ, в том числе со многими странами, которые находятся в состоянии латентных конфликтов, такими, как Армения и Азербайджан .
“У Казахстана довольно хорошие отношения с Ереваном, учитывая то, что Армения входит в такие организации, как ОДКБ”, – сказал директор Группы оценки рисков (Казахстан) Сатпаев.
У Казахстана также неплохие отношения с Азербайджаном, так как он являемся соседом по Каспийскому морю, считает эксперт.
По словам Аббасова, весь опыт посредничества с участием так называемых международных сил, структур, “троек” и “четверок” является хорошо отлаженной фикцией.
“Уж лучше бы довериться тем, кто не успел поднатореть в подковерных баталиях за лакомые куски…”, – сказал он.
Однако эксперты скептически относятся к тому, что председательство страны сможет как-либо отразиться на решении этой проблемы.
По словам Сатпаева, Казахстан хорош в роли посредника, поскольку роль посредника обычно играют те, кто имеет определенную нейтральную позицию, и в то же время может попытаться усадить за общий стол те или иные стороны, но возникает вопрос, насколько Азербайджан и Армения сами готовы к этому, “По Нагорному Карабаху работает более представительная группа [Минская группа ОБСЕ], поэтому я думаю, что у Казахстана в течение
года вряд ли будет много возможностей и потенциал, чтобы решить эту проблему или сдвинуть ее с мертвой точки, – сказал Сатпаев.
– Все-таки у Казахстана в этом плане меньше ресурсов и опыта, поскольку эта проблема настолько щепетильна и настолько деликатна, что одним наскоком ее не решишь, принимая во внимание то, что у Казахстана совсем другая миссия”.
Того же мнения придерживается и европейский эксперт Майкл Эмерсон.
По его мнению, Минская группа ОБСЕ во главе со странами-сопредседателями США, Россией и Францией очень старались вместе с Азербайджаном и Арменией придти к мирному решению в течение нескольких лет, однако пока стороны не приблизились к решению этого конфликта.
“Хотя Казахстан предлагает себя в качестве посредника, роль председателя не очень сильна в деле урегулирования и в любом случае не больше роли Минской группы ОБСЕ, – сказал Trend News по телефону из Брюсселя директор программы “Европейское добрососедство, внешняя политика и политика безопасности” Центра европейских политических исследований Эмерсон.
По его словам, казахстанское председательство, безусловно, может быть проинформировано о деятельности Минской группы ОБСЕ и может обсуждать эту проблему со всеми сторонами.
“Но я сомневаюсь, что Казахстан займет сильные позиции по существу вопроса”, – считает он.
“Я сомневаюсь в успехе Казахстана как посредника в нагорно-карабахском конфликте и не уверен, что председательство Казахстана в ОБСЕ сможет помочь в этом вопросе кардинальным образом, – сказал Эмерсон.
– Легко сказать, что они будут делать все возможное для того, чтобы прогресс в урегулировании нагорно-карабахского конфликта был достигнут в этом году, однако это не означает, что так и произойдет”.
По словам Сатпаева, Казахстан не намерен портить отношения ни с Азербайджаном, ни с Арменией.
“Он хочет этот год отсидеть по максимуму без конфликта и войти в историю как первое государство бывшего СССР, которое заняло этот пост, при этом никто не ждет, что он решит болевые проблемы в тех или иных зонах конфликта”, – сказал эксперт.