Президент Азербайджана: пусть Армения не меряет нас своим аршином

Армения, возможно, является единственной в мире страной, то есть не островным государством, где не живет ни одной другой нации, кроме армян.

Как сообщает Bakililar.AZ, под председательством президента Азербайджана состоялось заседание Кабинета министров.В своей вступительной речи Ильхам Алиев затронул нынешний этап переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта.”Считаю, что в деле урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта мы вступили в решающий этап.

Я часто делюсь с общественностью своими мыслями по этому поводу, высказываю позицию Азербайджана.

Но события стремительно развиваются, поэтому, конечно, я хочу поделиться мыслями о нынешнем этапе переговорного процесса, а также еще раз изложить официальную позицию Азербайджанского государства.

Мы неоднократно отмечали и говорили, что конфликт может быть урегулирован лишь на основе норм международного права.

Четыре резолюции Совета Безопасности ООН должны быть выполнены, оккупационные силы – выведены со всех захваченных земель, граждане Азербайджана – беженцы, переселенцы должны вернуться на все оккупированные территории, в том числе в Нагорный Карабах, после чего может быть определен статус Нагорного Карабаха.

Вместе с тем, этот статус возможен только и только в рамках территориальной целостности Азербайджана.

Азербайджанское государство никогда не согласится ни с каким статусом за рамками этого.

Без нашего согласия никто не признает Нагорный Карабах, являющийся незаконным образованием, как независимое образование.

После возвращения наших граждан на оккупированные земли может быть решен вопрос о переходном, то есть временном статусе Нагорного Карабаха.

Но этот статус, повторяю, должен быть в рамках территориальной целостности Азербайджана.

На всех этапах, с самого начала переговоров позиция Азербайджана заключалась в том, что Нагорному Карабаху может быть предоставлен самый высокий статус автономии, который существует в мире.

Мы остаемся на этой позиции, и в отличие от армян никогда не проводили и не намерены проводить операций по этнической чистке.

Порой мы слышим очень наивные и смешные заявления Армении о том, что если желаемый Азербайджаном вопрос будет решен, если предложение Азербайджана будет принято, то в Нагорном Карабахе не останется армян.

Пусть они не меряют нас своим аршином.

Азербайджанский народ никогда не проводил дискриминации в отношении других наций.

В отличие от Армении мы не являемся моногосударством.

У нас все народы, представители всех религий живут одной семьей.

В этом наша особенность.

Мы думаем именно так.

Армения же, возможно, является единственной в мире страной, то есть не островным государством, где не живет ни одной другой нации, кроме армян.

Хотя нынешняя Армения образована на исконных азербайджанских землях, большинство населения Иреванского ханства составляли азербайджанцы.

Это наши исторические земли.

Но азербайджанцы различными путями были изгнаны из нынешней Армении.

И не только азербайджанцы, представители всех остальных национальностей также были либо изгнаны из Армении, либо убиты, либо подверглись притеснениям, либо им созданы такие невыносимые условия, что они не могут там оставаться.

Азербайджанское государство никогда не проводило и не будет проводить политики этнической чистки против кого-либо.

Если армянской стороной будут приняты предложения, отражающие нормы международного права, то азербайджанская община будет, должна жить в Нагорном Карабахе вместе с армянской общиной, и проживание там азербайджанцев, с одной стороны, полностью подтвердит историческую справедливость, а с другой, – абсолютно соответствует нормам международного права.

На нынешнем этапе Армения должна изложить свою позицию.

На протяжении многих лет мы высказывали свою позицию главам государств, правительств стран-сопредседателей Минской группы.

Армения искусственно затягивает переговоры.

Армения неискренна на переговорах, ведет переговоры просто как предлог, при этом затягивает их.

Она пытается вернуться к уже согласованным на определенных этапах вопросам, вновь выдвигает их с тем, чтобы просто выиграть время.

Они считают, что со временем этот статус-кво закрепится, и через десять, двадцать лет представятся более благоприятные возможности для как бы легитимизации Нагорного Карабаха, являющегося незаконной образованием.

Мы неоднократно информировали как послов, так и глав государств и правительств стран Минской группы, что у нас есть сомнения и они возникли не на пустом месте.

У этих сомнений есть основания: Армения просто затягивает время, хочет превратить переговоры в вечный процесс, словно она участвует в этих переговорах и поэтому в отношении к ней не могут быть применены санкции.

Она хочет различными путями свалить причину неудачи переговоров на Азербайджан.

Мы уже подошли к такому этапу, когда Армения не сможет продолжать свою коварную, лицемерную и лживую политику.

Мы находимся на таком этапе, когда они должны ответить на предложение стран-сопредседателей Минской группы.

Предложение, представленное двум сторонам на основе обновленных Мадридских принципов, является предложением трех стран.

Правда, азербайджанская дипломатия сыграла очень большую роль в формировании этого предложения и приведении его в нынешнее состояние.

Если мы посмотрим на предложения, которые были сделаны в начале этапа, то есть посмотрим на начало этапа, который мы называем Пражским процессом, на начало процесса, то увидим, что в этих предложениях было множество моментов, которые нас не устраивали.

Были очень опасные моменты, там проглядывались определенные механизмы, способные когда-либо отделить Нагорный Карабах от Азербайджана.

Мы, конечно, никогда не смогли бы принять эти предложения.

В течение последних лет, за последние 5 лет, благодаря нашим усилиям в рамках Пражского процесса, а также, я считаю, в результате того, что страны-сопредседатели взглянули на вопрос под другим углом, мы видим и обсуждаем сегодняшние предложения, сделанные на основе обновленных Мадридских принципов.

Поэтому это был большой процесс.

В разные периоды армянская сторона хотела различными путями выйти из этого процесса.

Порой покидая переговоры, порой прерывая их на середине по весьма таинственным причинам, просто, не говоря никому, отстраняясь от переговоров, они ставили себя в смешное положение.

Но мы видим, что они согласны на все.

Согласны оказываться в смешном положении.

Готовы преподносить себя как страну с неконструктивной позицией, лишь бы этот процесс был вечным, чтобы переговоры шли и мир успокоился, что здесь все будет тихо, войны не будет, они ведут переговоры и пусть ведут.

Однако мы достигли того рубежа, когда и армянская сторона, и, конечно же, азербайджанская сторона должны выразить свои позиции.

Мы свою позицию выразили.

И на переговорах, проведенных мной с президентом Армении в ноябре прошлого года в городе Мюнхене, и в последний раз, в ходе очередной трехсторонней встречи в Сочи, состоявшейся по инициативе Президента России Медведева, Азербайджан официально высказал свою позицию о том, что в принципе предложение, сделанное на основе обновленных Мадридских принципов, для нас приемлемо.

В этом предложении беспокоящих нас моментов очень мало.

За небольшими исключениями это предложение должно быть принято за основу, и на его основе должно быть подготовлено мирное соглашение.

Однако, к сожалению, армянская сторона до сегодняшнего дня не выразила свою позицию.

За более чем два месяца она не выразила просто позицию.

По поступившей к нам информации, дополнения, внесенные ими в данное предложение, по существу вернут нас к началу процесса.

Этого не можем принять ни мы, ни страны-сопредседатели Минской группы.

Поэтому нам обещали, что за этот период с армянской стороной будет проведена очень серьезная работа, ее попытаются убедить принять данное предложение.

Мы тоже находимся на этом этапе.

Поэтому мы, конечно же, анализируем ситуацию, происходящие в регионе процессы и ждем ответа от Армении, ждем, что она положительно ответит на предложения трех стран – России, Франции и Америки, и тогда мы будем активно вести переговоры, начнется их новый этап, начнется работа над конкретным соглашением.

Если же они не примут это предложение, то тогда, я считаю, переговоры потеряют свой смысл, а вести их просто ради имитации, ради создания видимости для нас неприемлемо.

В разные периоды, на различных этапах я говорил, что мы не будем вести переговоры ради имитации.

Мы будем вести их до тех пор, пока у нас есть надежда на то, что они дадут какой-либо результат.

Если мы увидим, что здесь нет никакой надежды, то тогда переговоры должны быть приостановлены, и, конечно же, в этом процессе начнется новый этап.

В чем он будет заключаться, пока говорить рано.

Во всяком случае, мы готовы к любому сценарию.

Мы ведем свою подготовительную работу с тем, чтобы предпринимать свои шаги сообразно ситуации.

Но я считаю, и хочу еще раз подчеркнуть это, что на нынешнем этапе уже всем, в том числе и странам-сопредседателям, ясно, что армянская сторона нарушает переговоры.

Если раньше страны-сопредседатели в некотором роде закрывали на это глаза, то сегодня делать это невозможно.

Так как и им ясно, что армянская сторона фактически нарушает переговоры.

В этом случае я полностью уверен в том, что с армянской стороной должна быть проведена серьезная работа.

Стимулировать Армению какими-либо путями, обнадеживать их, вновь закрывать глаза на их захватническую политику – это может привести к тому, что переговоры будут нарушены.

Поэтому я считаю, что на нынешнем решающем этапе все государства, в частности страны-сопредседатели Минской группы, должны быть очень чуткими.

Люди, возможно, не очень хорошо знакомые с ситуацией, должны стремиться к изучению положения в регионе, должны хотя бы прочитать в книгах о происходивших в регионе исторических процессах, должны изучить историю последних 20 лет.

Если они не знают, я не хочу никого обвинять, то пусть изучают, чтобы делать правильные выводы, шаги в верном направлении.

Но мы видим, что сегодня, в решающий момент Армении оказывается такая политическая поддержка, что в дальнейшем она может вообще отказаться от переговоров.

Насколько верно сегодня, оставив в сторону Нагорный Карабах, решать другие вопросы в регионе?

Это совершенно ошибочно, это позиция, противоречащая национальным интересам Азербайджана.

Какую позицию можем мы продемонстрировать тем, кто демонстрирует позицию, противоречащую нашим национальным интересам?!

Если наши национальные интересы нарушаются, то как мы можем защитить, поддержать позиции того, кто нарушает наши интересы?!

Независимо от величины стран, в мире все взаимно.

Это придумали не мы.

Мировое сообщество действует на этой основе.

Ни экономический потенциал, ни военная мощь, ни численность населения, ни величина территории не могут играть роль в двусторонних отношениях.

Иначе ООН должна прекратить свою деятельность.

Все страны обладают равными правами, все страны налаживают и должны налаживать равноправные отношения.

Во всяком случае, Азербайджан относится к тем странам, которые принимают только такой подход.

Конечно же, если наши интересы отбрасывают в сторону, если закрывают глаза на оккупацию наших земель и если прилагают всяческие усилия, чтобы вывести государство-оккупанта из сложной, трудной экономической ситуации, то как азербайджанская общественность может принять это?!

Почему на государство-оккупанта не оказывается давление?!

Почему Азербайджан на нынешних переговорах демонстрирует, можно сказать, наибольшую конструктивность, а Армения нарушает переговоры?!

Мы видим попытки вывести Армению из этой трудной ситуации”, – подчеркнул глава азербайджанского государства.