Интервью Bakililar.AZ с Заслуженной артисткой Азербайджана Азерин.
Заслуженная артистка Азербайджана Азерин рассказала корреспонденту Bakililar.AZ о своей творческой жизни и поделилась своими переживаниями. В разговоре принял участие и продюсер певицы Джавид Абидов.
– Здравствуйте, Азерин ханум. Расскажите, пожалуйста, что нового в Вашем творчестве. Какие планы на ближайшее будущее?
– Здравствуйте. В моем творчестве каждый день происходит что-то новое.
Джавид:
– Неправильно было бы говорить о каких-то «новых» проектах. Вся творческая жизнь Азерин – это один большой проект.
Азерин:
– (Смеется). Джавид лаконично выразил мою мысль. Есть, конечно, и новости. В ближайшее время, например, после длительного перерыва планируется возобновление цикла передач на «TRT Avaz» – « Azerinle esintiler».
В моем творчестве есть некоторые важные события, произошедшие в последнее время. В Азербайджане я стала Заслуженной артисткой и удостоилась офицерского звания лейтенанта.
В Турции я была удостоена звания «Лучший исполнитель тюркского мира» по инициативе Института исследований тюркского мира Эгейского Университета.
– У Вас прекрасный музыкальный вкус, великолепный голос, все Ваши композиции слушаются с удовольствием. На нашей эстраде не так много действительно хороших артистов. Не сложно ли Вам в условиях почти подавляющей безвкусицы?
– Очень тяжело. Хочу отметить, что слушаю местных исполнителей только когда включаю радио во время вождения машины. Очень обидно, что у нас перестали передавать классические произведения.
Эфир засорен попсой низкого качества, которая не идет ни в какое сравнение с шедеврами мировой поп-музыки. В нашей эстрадной музыке нет развития, большинство композиций совершенно несовременны.
Конечно, традиционная азербайджанская музыка вызывает у меня глубокое уважение, я люблю слушать мугам. Но эстрадная музыка должна, помимо традиционных элементов, включать в себя современные веяния.
Я сторонница синтеза поп-музыки с классикой. И всегда стараюсь использовать элементы синтеза в своем творчестве. Обожаю слушать, например, Эмму Шаплин. Я даже исполняла ее композицию De Labime Au Rivage, которая производит на меня неизгладимое впечатление. Также интересна ария O, Mio bambino caro, которую исполняла и Мария Каллас.
Когда я училась в Музыкальной Академии у Эльмиры ханум Гулиевой, которая научила меня очень многому, она категорически не принимала мое желание отступать от классических канонов. Позднее я все-таки начала исполнять синтезированные произведения. К примеру, я исполнила «Вокализ» Эльдара Мансурова, который был с восторгом принят публикой.
Однажды я исполнила композицию «İçimdə ağrım» вместе с молодым исполнителем рэпа Uran, победителем конкурса молодых талантов.
– Кто из азербайджанских исполнителей наиболее близок Вам по духу?
– Никто… Я со всеми в хороших отношениях, но у меня нет друзей и подруг на сцене. Бывают, конечно, интересные люди. Получив предложение о совместной работе с Ураном, например, я решила вначале встретиться и поговорить с ним. Во время разговора с ним я поняла, что с этим человеком можно работать, он думающий человек.
– Вы – одна из немногих азербайджанских артистов, кто постоянно выступает в воинских частях, Вы удостоились воинского звания. Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста. Что заставляет Вас выступать перед военнослужащими?
– В 2008 году я решила объявить для себя «год военнослужащего». Я заметила, что солдаты, защищающие наши границы на передовой, никому не нужны, никто о них не думает. Поступают сообщения о солдатах, погибших от вражеских пуль и ставших шехидами – и больше ничего. Я решила, что есть необходимость поддержать их, поднять их боевой дух.
Я понимала, что достаточно сложно будет добиться разрешения выступить в «горячих» точках. Мы с Джавидом обратились к начальнику Государственной пограничной службы Эльчину Гулиеву и командующему Внутренними войсками Закиру Гасанову.
Нам удалось убедить их позволить мне выступить перед военными. Нам был предоставлен автобус, аппаратуру и музыкантов мы нашли сами. Я выступала с сольными концертами в Физули, Горадизе, Барде.
В 2009 году мне было предложено стать солисткой Образцового военного оркестра Внутренних Войск. И вот с этом году министр внутренних дел Азербайджана Рамиль Усубов вдруг объявил о том, что, учитывая мои заслуги перед азербайджанской армией, я должна быть удостоена офицерского звания. Это было неожиданно.
При поддержке посла Турции мне удалось также выступить в «горячих» точках этой страны, где ведется интенсивная борьба с терроризмом – Диярбекире, Шырнаке.
– Вы часто гастролируете? Где публика с большим пониманием встречает Ваше творчество – на Родине или за рубежом?
– Да, я часто бываю за рубежом. Чаще всего выступаю в Турции, но бывали и сольные концерты в других странах, например, в США. Я участвовала в открытии TRT avaz, TRT music, в годовщине TRT avaz.
Принимая во внимание то, что я пою достаточно серьезные песни, а в Турции меня знают и уважают давно, турецкая публика меня всегда встречала с восторгом. Например, песню «Çırpınırdı Qara Dəniz» турки принимают с бурными овациями. Азербайджанская публика вначале не понимала смысла этой композиции. Был даже случай, когда одна семья поднялась и ушла из зала. С тех пор я стала рассказывать перед выступлением историю этой песни вкратце, и в последнее время публика ее полюбила. У нас есть 6 или 7 аранжировок этой песни.
Я никогда не выступаю на свадьбах. Это правило установила моя мама с самого начала. Она говорила, что пение на свадьбах – не для серьезного человека. Однажды я спела на одной из свадеб в Азербайджане синтезированную мелодию. Ажиотаж был такой, что мы и сами не ожидали.
Присутствующие вытащили мобильные телефоны, записывали композицию и передавали друг другу. Несмотря на то, что деньги для меня и Джавида всегда на последнем плане (на первом – всегда творчество), мы были довольны тем, что заработали в тот вечер достаточно внушительную сумму.
Джавид:
– Несмотря на то, что Азерин могла бы продолжать жить и работать за границей, она – патриотка.
– Вы с детства поете. Не было ли желания выбрать другую профессию по мере взросления? Почему?
– Нет, желания такого у меня не было. Я и не умею больше ничего делать (смеется). Могла бы преподавать вокал, это у меня получается хорошо.
Дело в том, что я всегда мечтала петь, в 5-летнем возрасте меня пригласили спеть в одной из детских программ на радио. С 9 лет я выступала в детском ансамбле «Джуджалярим». Выступала я и в составе хора «Бановша». С 1994 года в течение 5 лет я жила и работала в Турции.
По приезду в родной город я молила Бога о том, чтобы рядом со мной оказался человек, которым мне будет доверять, и понимать меня. Спустя какое-то время я встретила Джавида Абидова. Мы работаем вместе уже 10 лет. Я постоянно удивляюсь, насколько одинаково мы мыслим. Бывают, конечно, разногласия, но они быстро разрешаются.
Джавид:
– Азерин скромничает. У нее много талантов. Просто иногда необходим толчок, чтобы их раскрыть. Она часто меня удивляет. К примеру, мы оба стали замечать, что в последнее время Азерин стали часто приглашать на серьезные дискуссии, в том числе, и на политические темы. Это означает, что народ ей доверяет, что он ждет от нее «мессажа».
Кстати, хочу рассказать о том, как впервые понял, что мы с ней сработаемся. Она вернулась из Турции, была достаточно нелюдимой. Выходила на сцену, пела под свои «минусовки» и уходила. Но однажды я увидел совсем другую Азерин. Она исполнила одну из «синтезированных» композиций. Все было настолько гармонично – мелодия, голос, поза и движения – что я понял, что это именно тот человек, с которым я буду работать.
– Что бы Вы пожелали только вступающим в жизнь молодым людям, которые хотят стать певцами?
– Я наблюдаю за своей сестрой, которая учится в Музыкальной Академии на факультете вокала, и стараюсь привить ей то, что считаю самым важным. Нужно иметь хорошее общее образование. Иметь голос и уметь петь – недостаточно для того, чтобы стать хорошим исполнителем.
Нужно много читать, а современная молодежь, к сожалению, этого не делает. Я, например, до сих пор читаю Пушкина. Перечитывая его, я каждый раз узнаю и осознаю что-то новое для себя. Чтобы быть настоящим исполнителем, нужно уметь думать, размышлять. Мы с Джавидом, например, постоянно изучаем историю нашей страны. Это помогло нам донести до сознания нашей публики ту самую «Çırpınırdı Qara Dəniz», к примеру.
– Благодарю Вас за интересную беседу, рада была встретиться с Вами.
– Мы с Джавидом тоже рады встрече и надеемся на дальнейшее сотрудничество с Bakililar.AZ.