Газовое соглашение между Азербайджаном и Турцией после долгих согласований подписано, а цена держится в тайне.
Продолжаются обсуждения вокруг заключенного между Азербайджаном и Турцией газового соглашения.
Азербайджанские СМИ освещают это соглашение с различных аспектов, однако наиболее жаркие дискуссии вызывает наличие в соглашении пункта о неразглашении цены на газ.
Кто-то считает это коммерческой тайной, кто-то уверен, что данный шаг преследует политические цели.
Глава Фонда нефтяных исследований Ильхам Шабан, комментируя данный вопрос, выразил мнение, что обсуждаемое газовое соглашение является всего лишь обычным договором, заключенным между двумя странами.
По его словам, масштаб этого соглашения настолько велик, что каждый, подходя к нему с собственной призмы, считает, что оно затрагивает и его интересы, передает Bakililar.AZ со ссылкой на ANS Press.
“Напомню лишь один факт, 7 июля сразу же после подписания соглашения, первая реакция поступила от России.
Премьер-министр этой страны Владимир Путин также находился с визитом в Стамбуле и он на встрече с турецким коллегой затронул 2 важных вопроса.
Во-первых, Путин выразил крайнее удовлетворение тем, что Россия предприняла важный шаг на пути реализации своей политики в сфере экспорта газа.
Во-вторых, вы знаете, что после заключения газового соглашения между Турцией и Россией, страны, являющиеся инициаторами и сторонниками проекта Nabucco, приветствовали достигнутое соглашение.
Однако Путин заявил, что одного азербайджанского газа недостаточно для реализации проекта Nabucco.
Кроме того, это соглашение приветствовали и сторонники Трансадриатического газопровода Греция, Албания и Италия.
За три дня до этого на нефтегазовой конференции в Баку было заявлено, что после заключения газового соглашения между Турцией и Азербайджаном, все международные проекты (“Nabucco”, “TAP” и “TG”), рассчитанные на азербайджанский газ, вступят в активную фазу.
Интересным нюансом здесь является то, что итальянская нефтегазовая компания “Edisson” уже выразила готовность к переговорам по заключению газового соглашения с Азербайджаном, отметив, что будет рада стать первой европейской компанией, заключившей газовое соглашение с Азербайджаном.
Это соглашение важно также потому, что Азербайджан приобретает возможность поставлять свой газ на рынок не со своих границ, а с границ Турции.
Это значит, что Азербайджан уже практически вышел на границы ЕС.
Пока с собственным газом”, – отметил И.Шабан.Эксперт считает, что азербайджанский газ уже сегодня могут приобретать Греция, Болгария и Италия.
Для этого уже не будет необходимости в ожидании разработки второй фазы проекта “Шахдениз”, предусмотренной к 2016 году.
Потому что в настоящее время между Болгарией и Грецией уже строится газопровод протяженностью 69 км. Это открывает возможность к тому, что Болгария уже в 2012 году сможет закупать у Азербайджана до 1 млрд кубометров газа в год.
Ильхам Шабан отметил, что Азербайджан стремится диверсифицировать пути реализации собственного газа.
Неразглашение цены на газ в соглашении И.Шабан объясняет коммерческой тайной: “Если обратите внимание, это соглашение не межгосударственное.
Это газовое соглашение – коммерческий договор, заключенный между компаниями.
Например, крупнейшие нефтегазовые компании в Турции – PETKM, BOTAS, Италии – EN, “Edisson”, Болгарии – Bulgargaz, а в Греции – DEPA.
С этой точки зрения, неразглашение цены является естественным явлением.
С другой стороны, цена не указывается во многих договорах.
Верно, российский “Газпром” представил на своем официальном сайте тарифы на газ, но объясняется тем, что “Газпром” является газовым монополистом, в этой стране никакая другая компания не может заниматься газовыми импортно-экспортными операциями.
Цена на туркменский газ также всегда была открытой, потому этой стране, в принципе, больше экспортировать нечего.
Наряду с этим, поставки газа между Туркменистаном и Ираном продолжаются с 1997 года, однако по настоянию иранской стороны цена газа считается коммерческой тайной и никогда не разглашается.
С этой т.з. неразглашение цены на газ выглядит естественным.
Однако с целью предотвращения коррупционных подозрений, допускается оглашение цены на газ хотя бы депутатам парламента”.
И.Шабан, комментируя мнения некоторых экспертов о том, что Азербайджан осуществляет поставки газа по цене намного ниже внутренних расценок, отметил, что в данном вопросе следует придерживаться объективной позиции: “Азербайджан в 2001 году поставлял газ в Турцию по цене 120 долларов за 1000 кубометров.
Это по расценкам того периода, считалось выгодной сделкой.
Однако в стране, по данным к 1 июля 2009 года, цена за 1000 кубометров газа достигла 100 долларов.
С другой стороны, Турция в мае того же года взяла на себя обязательство о компенсации стоимости азербайджанского газа, поставленного в Турцию с 15 мая 2008 года.
Потому что, с апреля 2008 года цена азербайджанского газа дважды превысила указанную сумму, достигнув 244,5 долларов за 1000 кубометров.
Поэтому следует быть объективным.
Я считаю, что подобные мнения далеки от реальности”.