Таджиков просят забыть о золотых зубах

Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов запретил носить золотые зубы преподавателям школ. Менять золото во рту на что-нибудь менее блестящее рекомендуют теперь и всем госслужащим

К такому решению президент пришел после встречи с одной из учительниц, присутствовавшей при посещении главой государства средней школы.

Если к поручению Рахмонова отнесутся ответственно и оно будет исполнено точно, Таджикистану придется срочно пересмотреть кадровую политику, говорят эксперты.

Многие предприятия могут лишиться сотрудников: золотые зубы в республике в большой моде, и многие жители имеют хотя бы один золотой зуб.

Скажите “а”!

Вероятно, вскоре одним из этапов собеседования в ходе приема на работу в Таджикистане станет просьба к соискателю широко открыть рот. Обладателям золотых улыбок будет труднее всего, особенно в школах. Любители желтого металла должны будут либо снимать коронки, либо подыскивать себе новое место работы – и желательно не в госучреждениях.

“Мы говорим о сокращении бедности. Учителя жалуются на маленькие зарплаты. А зубы золотые, – констатирует президент. – Как представители международных организаций могут поверить в вашу бедность, если рот учителя полон золота? Не наша это культура и не наши традиции. Представьте, каково ученикам все десять лет видеть золотой рот учителя!”

Подсчитать, сколько всего жителей страны носят золотые зубы, нелегко. Любовь ко всему золотому и блестящему в Таджикистане давно известна. Если увольнять госслужащих за наличие золота во рту, страна может лишиться половины, если не больше своих работников, говорят эскперты.

Советник министра образования Замон Алифбеков полагает, что нововведения коснутся прежде всего молодых учителей. Что касается уже работающих, из них золото во рту носят всего около 10%. И вообще, добавляет Алифбеков, с преподавателями в республике тяжело.

“Это в основном старые кадры. Разбрасываться ими мы не можем, – говорит советник министра. – Многие зубы меняли во времена Союза, рот у них золотой несколько десятков лет. Конечно, проблема серьезная, но сразу решить мы ее не сможем, и как это сделать, не знаем. Пока никаких установок мы не получили”.

“Людям нравится…”

Однако президент Рахмонов настроен решительно. История с золотыми зубами началась на самом деле даже не в школе после встречи с учительницей с золотой улыбкой, а гораздо раньше. Недовольство главы государства вызвал некий предприниматель.

“Как-то в Швейцарии встретил таджика, – вспоминает президент. – Как его узнал? По зубам: весь рот блестел. Было стыдно. Ему казалось это красиво. Над нами смеются, это бескультурие”.

“Раньше когда девушке приходило время выходить замуж, отец был обязан ставить ей золотые зубы, – добавляет Рахмонов. – Без них она не хотела выходить замуж. Не хотела – не надо. Пусть не выходит замуж. Пусть сидит”.

Пока призыв президента остается призывом. Любовь к золоту непобедима, даже если на Западе смеются. Национальное понимание этой проблемы сильнее европейского образа мышления, считает стоматолог Ниссо Олимова.

“Восемь из десяти моих пациентов меняют или ставят золото, – говорит она. – Я советую им не делать этого. Однако людям нравится, и ничего с этим не поделаешь. Золотые зубы не дешевле белых. Иногда невесты перед свадьбой обтачивают зубы и делают золотое напыление. Это вредно, особенно если у человека больной желудок. К тому же портятся здоровые зубы. Но привычка есть привычка”.

По мнению психолога Назиры Рашидовой, наличие золота в представление восточных людей ассоциируются с достатком и благополучием: “Золото в представление многих значит богатство. А богатство – сила. Люди копят деньги, чтобы поменять зубы, не потому что больные, а потому что так престижно”.

Носить золотые зубы модно, говорит Рашидова, и бороться с этим будет очень сложно. С мнением психолога согласны и многие душанбинцы. Но почти половина из тех, с кем я беседовала и кто был против золотых зубов, сами старались говорить осторожно, чтобы не показать своих зубов.