Эксклюзивное интервью AZE.az с политологом Фикретом Садыховым.
– Как Вы прокомментируете AZE.az итоги пятисторонней встречи по нагорно-карабахскому урегулированию в Алмате? Почему российские и американские посредники, проявившие такую решительность и согласованность позиций в турецко-армянском процессе, не могут договориться по армяно-азербайджанскому конфликту, ведь понятно, что Армения ничего не решает.
Сразу же хочу заметить ,что согласованность позиций международных посредников в процессе турецко-армянского сближения больше была связана не с интересами Турции, а с желанием помочь Армении , оказавшейся в сложной политической ситуации и столкнувшейся с серьезными экономическими проблемами. Именно это было главным лейтмотивом действий ведущих государств. Эти страны очень хотели протолкнуть идею открытия турецко-армянской границы и установления дипотношений между Турцией и Арменией без учета интересов Азербайджана и Турции. Не вышло.
Идея провалилась,так как вскоре стало ясно,что Турцию по сути хотят заставить признать так называемый геноцид,согласиться с территориальными претензиями Армении и открыть ей коридор для экономического развития. Значительную роль в этом сыграла и решительная позиция Азербайджана, которую он занял со дня подписания этого соглашения. К сожалению аналогичной согласованной позиции посредники придерживаются и по армяно-азербайджанскому конфликту.
Что касается итогов встречи в Алматы- то это очередной этап индифферентности Минской группы ОБСЕ в вопросе справедливого урегулирования конфликта и потакание неуемным амбициям армянской стороны. Вместо того, чтобы оказать серьезное давление на нее и заставить выполнить принятые ими же решения , посредники по сути играют с капризами Армении и превращаются в откровенных защитников ее интересов. В конечном итоге все это бьет по их престижу и уменьшает степень доверия в азербайджанском обществе.
– Некоторые политологи высказывали предположение, что в ходе предстоящего визита президента России Дмитрия Медведева в Армению, а возможно, сразу после этого в Азербайджан, сторонам конфликта будет настоятельно рекомендовано принятие текста соглашения по нагорно-карабахскому конфликту. Насколько по-Вашему реален такой поворот событий, учитывая, что Армения действует под диктовку Москвы?
Тот факт, что в Азербайджане с президентом Медведевым состоится обстоятельный разговор по сути конфликта, у меня сомнения не вызывает. Россия – сопредседатель Минской группы и непосредственно вовлечена в процесс его урегулирования. Вместе с тем различных соглашений и договоренностей с участием России на трехсторонней основе было уже больше, чем достаточно. Если и на этот раз российская сторона будет предлагать нам очередное дежурное, ни к чему не обязывающее соглашение, то оно нам ни к чему. Нам сегодня нужна политическая воля ведущих государств, в том числе России и их активное влияние на Армению для восстановления территориальной целостности нашей страны. Азербайджан сегодня уже исчерпал все лимиты компромиссов.
– Чем Вы объясняете визит госсекретаря и министра обороны США в Азербайджан?
Визиты столь высокопоставленных лиц Соединенных Штатов в Азербайджан – явление конечно же неординарное и позитивное. Не секрет, что растет значимость нашей страны в регионе, не вызывает сомнения его стратегическая роль и партнерские отношения с США. Мы тесно сотрудничаем в вопросах борьбы с экстремизмом и терроризмом , в том числе и в Афганистане.
Вашингтон высоко оценивает все эти факторы и заявления г-жи Клинтон,сделанные в Азербайджане о поддержке территориальной целостности нашей страны –совсем не случайны. Но различных решений , резолюций и заявлений со стороны международных организаций и официальных лиц сделано по сей день немало. К сожалению, в действиях Вашингтона приходится часто наблюдать определенную двойственность. Это связано и с сохранением 907 поправки и с оказанием помощи карабахским сепаратистам и с попытками уравнять две конфликтующие стороны.
Создается впечатление, что Вашингтон ,понимая необходимость восстановления территориальной целостности Азербайджана ,все же не хочет обижать армянскую сторону и пытается найти какие-то виртуальные компромиссы ,не оказывая на нее серьезного давления. Белый дом считает, что таким образом можно сохранить мир, свои интересы и стабильность в регионе. Но это глубоко ошибочная позиция, так как официальный Баку неоднократно заявлял, что никогда не смирится с бессрочной оккупацией своих территорий и в любой момент может прибегнуть к силовому варианту для их освобождения. И тогда Вашингтону будет гораздо сложнее восстановить мир и спокойствие в регионе, где сконцентрированы и их собственные интересы.
– Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров после встречи в Алмате не стал скрывать разочарование по поводу ее итогов, заявив, что Армения не приняла проект заявления сторон по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Не считаете ли Вы это концом переговоров, учитывая, что посредникам больше нечего предложить сторонам, а Армения упрямо продолжает тормозить процесс решения конфликта? Возвращаясь вновь и вновь к уже согласованным моментам переговорного процесса, Армения, понятное дело, тянет время, сколько еще, как Вы считаете, ей позволят делать это?
То, что Армения ведет себя столь неконструктивно, виноваты прежде всего те силы, которые продолжают считаться с их капризами и амбициями. И то, что поведение ее не вписывается ни в какие цивильные рамки –факт очевидный. Армения сегодня играет с огнем и не хочет понять ,что любому терпению рано или поздно приходит конец.
– В сентябре сопредседатели Минской группы ОБСЕ вновь посетят регион, что можно ожидать от этого визита?
Судя по ситуации, которая сложилась в последнее время, сопредседатели должны привести в регион новые идеи и предложения. Но главная задача посредников сегодня – это получить мало-мальски вразумительный ответ от армянской стороны на свои же обновленные предложения по Мадридским принципам. В противном случае престиж Минской группы в глазах и Азербайджана и мировой общественности опустится еще на одну планку вниз. А целом от этой группы посредников в Азербайджане давно уже ничего не ждут.
– Как Вы оцениваете возможность силового решения нагорно-карабахского конфликта? Решится ли Азербайджан вернуть оккупированные Арменией земли таким путем?
Это тот вариант, который никогда нельзя исключать, так как речь идет об азербайджанский территориях, принадлежность которых к Азербайджану ни у кого, кроме Армении , сомнений не вызывает. Но это будет не наш выбор.