Эксклюзивное интервью AZE.az с политологом, директором Центра политических инноваций и технологий Мубаризом Ахмедоглу.
Какие опасности для Азербайджана могут создать итоги визита президента России Дмитрия Медведева в Армению? Речь идет о подписанном в рамках этого визита российско-армянском протоколе, значит ли это, что своим обязательством обеспечивать безопасность Армении, Россия перечеркнула возможность решить нагорно-карабахский конфликт силовым путем? Как это соглашение повлияет на азербайджано-российские отношения?
– Говорить о том, что какой-то отдельно взятый шаг России может создать безопасность для Азербайджана несерьезно. То есть не только Южный Кавказ, а весь Кавказ является единым целым. И с точки зрения безопасности Кавказ равнозначен. Поэтому если Россия предпринимает на Кавказе какой-то шаг, направленный на нагнетание опасной ситуации, потом этот шаг обернется против самой же России.
А к подписанным в Ереване протоколам нужно подходить с совершенно другой позиции. США до сих пор не выразили своего отношения к подписанным между Россией и Арменией документам. И в самой Армении в позициях по данным соглашениям определенных политических сил есть нестыковки. В этой связи было бы правильнее рассматривать подписанные президентом России в Армении протоколы, как процесс, выходящий за пределы Кавказского региона.
В последнее время Армения превратилась в достаточно серьезный антииранский центр. Все измерительные приборы, среди них сейсмические, приборы, измеряющие уровень радиоактивности, приборы, замеряющие химические изменения, размещены в Армении. Вся информация из центров, отслеживающих процессы в Иране, стекается в Ереван, Армению, даже информация из центров в соседних Ирану странах. Вся эта информация обрабатывается в созданном аналитическом центре, и пересылается в США. Армения, в свое время направлявшая в Иран двойные технологии, сегодня развернула свою позицию на 180 градусов и проводит антииранскую политику, Армения и сама ожидает опасность со стороны Ирана. Чтобы обезопасить себя с этой стороны Армения обратилась к России. Этот вопрос был обсужден тройкой США-Россия-Армения. США осведомлены об этом и дали «добро», поэтому и молчат по поводу российско-армянского соглашения.
Таким образом, российско-армянский договор не направлен против Азербайджана, а имеет целью обеспечить безопасность Армении, ведущей работу против Ирана. Длительность срока соглашения указывает на то, что в США намерены долго держать Иран под контролем. По моему мнению, будет хорошо, если Иран будет ожидать подобную опасность для себя. В то же время я не могу сказать, что нет опасности для Азербайджана и других стран региона. Работа, в настоящее время проводимая Россией в Армении, направлена в первую очередь против Ирана, затем против Грузии, затем против Азербайджана и в последнюю очередь против Турции. Отмечу, что несмотря на то, что во время пребывания президента России в Армении армянский президент позволил себе резкие антитурецкие заявления, Турция не выступила с негативной реакцией по поводу подписания российско-армянского протокола.
Я не думаю, что это соглашение ставит крест на возможности силового решения нагорно-карабахского конфликта или исключает его, потому что позиция Азербайджана в урегулировании этого конфликта независима. Позиция Азербайджана отличается от позиции сопредседателей Минской группы ОБСЕ и больше направлена на силовое решение конфликта. Поэтому я полагаю, что силовое решение нагорно-карабахского конфликта актуально и находится на повестке.
Как повлиял визит президента России Дмитрия Медведева на азербайджано-российские отношения показали события, предшествовавшие этому визиту и последовавшие после него.
Сергей Нарышкин прибыл в Баку, до начала визита Медведева в Ереван Юрий Щедрин раскрыл повестку визита Медведева в Баку, Сергей Лавров не исключил возможность обсуждения нагорно-карабахского конфликта в Совбезе ООН. Тот факт, что нагорно-карабахский вопрос отражен в совместном заявлении, подписанном президентами России и Армении, полностью отвечает интересам Азербайджана.
Договор, подписанный Россией и Арменией, в нашем обществе может быть воспринят несколько эмоционально. Однако время покажет, что Россия полностью подчинила себе Армению, «приватизировала» с политической, военной, экономической точек зрения, и, нотариально заверив, завершила этот процесс. Когда-нибудь Россия преподнесет Азербайджану эту приватизированную Армению или Нагорный Карабах.
Что можно ожидать от визита президента России в Азербайджан? Некоторые политологи склонны полагать, что Россия теперь уже хочет скорого решения нагорно-карабахского конфликта. Так или иначе, нагорно-карабахский вопрос будет занимать одно из центральных мест в числе обсуждаемых вопросов в рамках визита президента России в Баку. Некоторые источники утверждали, что Медведев привезет в регион план урегулирования нагорно-карабахского конфликта в регион, однако после визита не поступило никакой информации по этому поводу. Можно ли считать, что Азербайджан, Турция, Армения и Россия проводят бесшумную дипломатию?
– От визита президента России в Азербайджан следует ожидать более содержательных вещей. Не только нагорно-карабахский вопрос, но ситуация в регионе в целом будут обсуждаться в рамках визита президента России в Азербайджан. В последнее время региональная безопасность – главный вопрос, обсуждаемый Россией и Азербайджаном, в последнее время понятие региональная безопасность из некоей общей формы наполнилось конкретным содержанием. Говоря об обеспечении региональной безопасности, подразумевается совместная деятельность России и Азербайджана в связи с событиями, происходящими на Северном Кавказе. Понятие региональной безопасности на Кавказе довольно широкое, речь не идет только о военной безопасности. Азербайджан может инвестировать в расположенный по соседству российский Дагестанский регион. Поэтому речь будет идти о вопросах, имеющих общекавказский судьбоносный характер.
Что касается конкретно нагорно-карабахского вопроса, то я ожидаю его серьезных обсуждений. Будучи в Армении, Медведев говорил о поиске эффекта в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Это говорит о том, что Медведев сам устал от задержки переговорного процесса, и старается, что бы переговоры стали плодотворными. Очень важно, что российский президент коснулся в Ереване возможности вложения трехсторонних инвестиций. В большей степени это относится к введению в эксплуатацию железной дороги, которая в свое время вела из России в Азербайджан, а отсюда в Армению. Этот проект требует инвестиций России, Азербайджана и Армении. То есть заявления Дмитрия Медведева в Ереване о трехсторонних инвестициях – новое направление, оно может оказать исключительную помощь в решении нагорно-карабахского конфликта.
Не думаю, что Медведев привезет конкретный план решения нагорно-карабахского конфликта, но во время этого визита ожидается также визит в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Возможно, Медведев, будучи в Баку, поддержит документ, подготовленный сопредседателями и настоятельно порекомендует Армении подтвердить или принять этот документ.
Я не считаю настоящие отношения между Турцией и Россией очень хорошими. Россия не позволяет Турции укрепиться в регионе и по возможности не будет позволять делать это. Понятие «бесшумная дипломатия», озвученная президентом Турции, в большей степени относится к турецко-армянским экономическим отношениям. Между Турцией и Азербайджаном возможна бесшумная дипломатия. Между Турцией, Азербайджаном и Россией, или Турцией, Азербайджаном, Россией и Арменией не может быть «бесшумной дипломатии».
Как можно расценить поездку Бако Саакяна в Ливан во время визита Медведева в Армению?
– Это говорит о том, что официальный Ереван и оставшиеся армяне ищут решение нагорно-карабахского конфликта в разных плоскостях. То есть для официального Еревана решение конфликта лежит в одной плоскости, а для карабахских армян и других армян – в другой плоскости. Я вижу этот визит только в данном контексте. По меньшей мере, будучи в Ереване Саакян мог хоть издали поприветствовать Медведева.
С другой стороны, визит Саакяна в Ливан может быть связан с подготовкой к войне. В оккупации Нагорного Карабаха велика роль армянских террористических организаций, функционирующих в арабских странах, а также армян, подготовленных в этих организациях. В этом процессе также принимали участие не армяне, проживающие в арабских странах. И теперь Бако Саакян остро нуждается в помощи террористических организаций. Они будут стараться вести в регионе подрывную деятельность.