Заявления экспертов в Армении и России о том, что 102-я база сможет защитить Армению, а тем более южные границы РФ, являются не более чем благими пожеланиями, – сказал азербайджанский эксперт Ниязи Ниязов.
Как сообщает AZE.az со ссылкой на Новости-Азербайджан, доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Ниязи Ниязов прокомментировал подписанный между Россией и Арменией протокол о продлении сроков пребывания российской военной базы в Гюмри.
“Подписание в Ереване президентами России и Армении протокола о продлении сроков пребывания российской военной базы, дислоцированной в армянском городе Гюмри, вызвало большой общественный резонанс, как в Армении, так и в Азербайджане, находящемся с этой страной в состоянии войны из-за конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Ожидаемым и вполне понятным было то, что большая часть армянского экспертного сообщества пыталась придать как визиту Дм.Медведева в Армению, так и состоявшемуся в эти же дни в Ереване саммиту ОДКБ, значение события планетарного масштаба. Правда, саммит в очередной раз со всей очевидностью показал, что «в товарищах согласья нет», так как после ереванского саммита ОДКБ стало окончательно ясно, что надежды Армении на участие вооруженных сил стран ОДКБ на ее стороне в возможном конфликте с Азербайджаном являются утопией. По этой причине армянская сторона сегодня старается доказать Азербайджану, но в большей степени себе, что наличие 102-й базы в Армении гарантирует ей победу в новой войне с Азербайджаном.
Именно поэтому вызывает удивление то, что ряд азербайджанских средств массовой информации оказались заполнены, я бы сказал, паническими публикациями и интервью, в которых подписание указанных протоколов воспринимается чуть не как главное препятствие на пути освобождения оккупированных Арменией азербайджанских земель.
На наш взгляд, это совершенно не так, ибо, как верно указал министр иностранных дел РФ, подписанный протокол «не меняет ни функции военной базы, которую Россия имеет в Армении, ни численный состав военнослужащих, которые на этой базе проходят службу, ни количество вооружений, которое на этой базе находится».
И дело вовсе не в том, что Россия не хочет нарушения баланса «сил в регионе», и не в том, что «продление нынешних функций и параметров российской военной базы на 49 лет [не] нарушает какие-то договоренности», и даже не в том, что «главной целью российской военной базы является обеспечение интересов Российской Федерации», а в том, что военное значение 102-й военной базы в современных геополитических условиях практически равно нулю.
Судите сами. В момент формирования этой базы расчетная численность ее личного состава была определена в 20.000 человек, а сегодня стороны, подписавшие протокол, говорят о размещении на ней 5.000 человек. В случае большой войны с НАТО без применения ядерного оружия турецкая армия, имеющая на вооружении не одну сотню самолетов, ударные вертолеты, более 4000 танков и тысячи артиллерийских установок и РСЗО, в том числе и большей дальности, и многое другое, способна ликвидировать оборонительный потенциал этой базы за несколько часов, даже не пересекая линию государственной границы, только с помощью своей артиллерии.
С этой точки зрения заявления экспертов в Армении и России о том, что 102-я база сможет защитить Армению, а тем более южные границы РФ, являются не более чем благими пожеланиями. К тому же после августа 2008 года база лишилась хоть и не очень надежной, но все же сухопутной и воздушной связи с Россией через Грузию. Сегодня этой связи нет. Нет этой связи и через Азербайджан.
Иногда можно услышать мнение, что обеспечение этой базы можно осуществить через Иран. Но логистическая цепочка, по которой российское вооружение доставляется вначале в Астрахань, затем грузится на сухогрузы и по Каспийскому морю, вдоль берегов Азербайджана, доставляется в Иран, затем по суше, опять же вдоль южных границ Азербайджана, доставляется в Армению, является утопией. К тому же нельзя сбрасывать со счетов то, что убедить Запад в целесообразности переброски техники и вооружения из России в Армению через Иран не удастся. Опять же нет гарантий, что Иран даст согласие на провоз через свою территорию оружия для Армении, так как это может нанести серьезный урон имиджу этой страны в исламском мире.
Именно по этой причине разговоры о скорейшем перевооружении Россией армянских вооруженных сил, скорее всего, так и останутся разговорами. К тому же не секрет, что на современном этапе развития РФ сама нуждается в новейших системах вооружения, часть которых она начала открыто приобретать на мировых рынках вооружений, куда, в силу наличия финансовых ресурсов, имеет доступ и Азербайджан, который практически закрыт для безденежной армянской стороны. Тут уместно вспомнить, что, в отличие от сложившейся мировой практики, Россия не будет платить Еревану за содержание 102-й базы. Как это не обидно для армян, все расходы по ее содержанию ложатся на плечи и без того скудного военного бюджета Армении.
Бесспорно, азербайджанскую сторону беспокоит то, что техника и вооружение, находящиеся на российской военной базе в Армении, могут попасть в Нагорный Карабах, но ведь эта угроза существовала всегда, и, судя по всему, азербайджанское военное руководство предпринимает адекватные шаги для нейтрализации этой угрозы. Именно по этой причине не стоит всерьез воспринимать угрозу армянской стороны о том, что воспользовавшись наличием на своей территории 102-й базы, они смогут начать боевые действия по захвату Нахчывана. Это блеф, так как любая наступательная операция против НАР автоматически приведет к возобновлению боевых действий на карабахском фронте, а для ведения войны на два фронта у Армении ресурсов нет, даже если в этой стране разместят еще две базы.
Таким образом, соглашение о продлении сроков пребывания российской базы в Гюмри действительно является лишь политическим актом, направленным на поддержку нынешних властей Армении, которые не в состоянии ни сегодня, ни в обозримом будущем решить клубок стоящих перед их страной проблем. Разве что, если они откажутся от нынешней внешнеполитической линии и перейдут к мирному сосуществованию с соседними странами, в том числе и Азербайджаном, военная и экономическая мощь которого растут стремительным темпами. В буквальном смысле этого слова, день ото дня”, – отметил эксперт.