Алексей Миллер, глава российского “Газпрома”, будучи в Баку, заявил, что компания с удовольствием активы BP, если они будут выставлены на продажу.
Вероятность покупки активов bp в Азербайджане со стороны “Газпрома” велика.
С такой оценкой выступил председатель Центра экономического и социального развития Вугар Байрамов, передает AZE.az со ссылкой на “Эхо”. По его мнению, bp будет продавать свои активы с помощью тендера. “В таком случае новым хозяином активов станет тот, кто больше заплатит. В данном случае уже не столь важно, какую страну представляет компания”, – отметил эксперт.
В частности, как считает В.Байрамов, bp попытается продать свои активы по более дорогой цене. “В таком случае, если британская компания выведет свои активы в Азербайджане на продажу, то российские компании будут принимать участие в тендере. Ведь покупка доли bp в Азербайджане сулит России как экономические, так и политические преимущества”.
Между тем в Грузии уже начали бить тревогу в связи с перспективой продажи грузинской части нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан “Газпрому”. Как отмечают грузинские СМИ, “Газпром” уже давно заинтересован в покупке активов в Азербайджане, “поэтому даже правительство Российской Федерации пообещало, что будет всеми возможными способами содействовать заключению возможных сделок”. Дела у bp идут все хуже и хуже. Поэтому его “дочки” покорно ждут, пока их передадут в другие, более надежные руки. И тут уже другие компании действуют по правилу: увидел – купи. Алексей Миллер, глава российского “Газпрома”, будучи в Баку, заявил, что компания с удовольствием приобретет что-нибудь, если это будет выставлено на продажу, отмечает Georgian Times.
Безусловно, господин Миллер под “чем-то” имел в виду нефтепровод, который тянется из Азербайджана в турецкий порт Джейхан, транзитом проходя через территорию Грузии. Ежегодный объем нефтепродуктов составляет примерно 35 миллионов тонн – это 1% от всей мировой добычи. Можно представить, какие барыши в грузинскую налоговую казну попадают с долгосрочных контрактов с Азербайджаном, с которым мечтательное грузинское правительство уже мысленно слилось в единый организм. Другой вопрос, что перед этим необходимо договориться с владельцами этого актива – Турцией, Азербайджаном и Грузией, потому что сама нефтяная компания British Petroleum может продать свое право управления нефтепроводом исключительно с их согласия.
Арчил Гегешидзе, политолог, член Грузинского фонда стратегических и международных исследований считает, что возможная сделка зависит еще и от того, насколько сами стороны считают ее целесообразной. Азербайджан может продать, если будут достигнуты определенные договоренности, свои активы Российской Федерации.
“Теоретически может сделать это и Грузия, и Турция. Вопрос только в практической целесообразности и реалистичности всего этого – до какой степени эта продажа необходима. Не так все просто, это очень сложный договор, в котором будут задействованы очень сложные структуры. Здесь очень много нюансов. Но я не думаю, что Грузия могла бы пойти на это, а вот Азербайджан – вполне вероятно.
Вне всякого сомнения, продажа нефтепровода российскому газовому концерну, который весьма далек от нефти, очень не выгодна грузинской стороне. Ведь “Газпром” также заинтересован в покупке транскаспийского газопровода, по которому газ, проходя опять же через территорию Грузии, попадает в турецкий порт Эрзурум. И если это произойдет, то, вероятнее всего, те контракты, по которым Грузия получает свою прибыль от транзита, могут быть пересмотрены.
Тем не менее это не повод для грузинского правительства немедленно впадать в панику, ибо транзитные функции у нее точно отбирать никто не собирается. Кроме того, некоторые эксперты скептически относятся к заявлению российской стороны, так как не видят у “Газпрома” экономической заинтересованности в нефтяных проектах”, – отметил он.
Как считает В.Байрамов, согласия транзитной страны при продаже части нефтепровода получать не надо. “Между консорциумом и транзитной страной уже подписан меморандум. Тем самым, если один из акционеров продает свою долю, то получать разрешения транзитной страны при этом не надо”.
В целом, как считает В.Байрамов, опасения Грузии вполне объяснимы. “В частности, если “Газпром” станет членом консорциума, то имеет возможности пересмотра условий соглашения. В таком случае, принимая во внимание тот факт, что российский гигант будет обладать одним из решающих слов, он может привести на повестку дня изменение условий соглашения с Грузией. При этом во время подписания соглашения Грузия получила значительные уступки со стороны консорциума. Значит, существует опасность лишения столь высоких доходов, поступающих от высоких транзитных тарифов”.
С другой стороны, по словам эксперта, приход российской компании в нефтяной сектор Азербайджана означает, что Россия берет под свой контроль также энергетические проекты, которые обходят эту страну. “В таком случае снижается стратегическое значение Грузии”, – считает эксперт.